Best FM закрыло утреннее шоу - выводы и прогнозы
Ведущие утреннего шоу на Best FM попрощались со слушателями
К частоте 100,5 FM в Москве Радиоведущие.ру относятся с особым вниманием. В 90-х она принадлежала культовой радиостанции Nostalgie, а затем радио Ultra. Поэтому эксперимент 2015 года со сменой формата Best FM мы восприняли с любопытством. Прошло полтора года. Собственник ММХ (Мультимедиа холдинг) потерял интерес к идее и частично сворачивает проект. Сегодня 31 мая закрылось утреннее шоу. С июня возможен перевод Best FM в автоматический режим.
В сентябре 2015 года мы приходили в гости к новому утреннему шоу «Бестолочи» и приглашенному продюсеру Андрею Бубукину. Энтузиазм, связанный с тем, что акционеры решили серьёзно омолодить аудиторию Best FM и готовы пойти на обновление эфира, – зашкаливал.
Все понимали, что изменения будут проходить сложно. Динамичную русскоязычную нишу после «революции» на Русском радио начали активно заполнять. Новое радио, Страна FM, Весна FM, Русский хит - вот лишь несколько из 54-х столичных проектов, на которых сегодня звучат бойкие русские мелодии.
Тогда в эфире Best FM появились яркие персонажи в утреннем и вечернем шоу (Павел Кириллов, Лена Батинова, Марк Андерсон), зазвучала русскоязычная музыка, ускорился темпоритм, обновилось оформление, прошла реклама радиостанции на телевидении.
Как показывает практика, любой эфирный проект зреет около полутора-двух лет. Вероятно, руководство ММХ разочаровалось в своём выборе раньше. Сначала отказались от услуг опытного Андрея Бубукина, русскоязычной музыки стало гораздо меньше, позже утреннее трио «Бестолочи» стало дуэтом, дуэт изменил состав, чуть раньше закрылось вечернее шоу, а с июня 2017 года Best FM вновь минимально населено эфирными персонажами, как это и было до начала проекта.
Персоналити – это дорого
Почему? Мы можем только догадываться о причинах. Скорее всего, ответ лежит в экономической плоскости. Рейтинг радиостанции за период эксперимента не вывел её в ресурсное состояние и был чуть выше уровня статистической погрешности. В такой ситуации оплачивать услуги персоналити сложно. В ММХ отложили творческие поиски на неопределенный срок.
Возможно, акционеры поторопились разочароваться, возможно, вложили в реализацию проекта недостаточно средств – это бизнес. Но нельзя не заметить, что произошедшее с Best FM становится тенденцией. Уменьшение штата или отказ от ведущих для оптимизации расходов в тренде. Закрываются популярные шоу, становится меньше ведущих выходного дня, а ночные диджеи на радио вообще исчезают как класс.
Поколение Z не слушает радио
Причины таких эфирных изменений кроются в грядущих революционных сдвигах на рынке радио. Их подталкивают большая конкуренция при отнюдь не гигантском рынке рекламы в России, падение потребительского спроса из-за экономического кризиса и, наконец, глобальные изменения в восприятии радио молодыми людьми.
Последнее обстоятельство может перекроить мир СМИ до неузнаваемости. Молодежь и молодые взрослые воспринимают современные медиа нелинейно, маленькими порциями из различных источников. Потоковое, последовательное FM-радио с большим количеством рекламы зашло в тупик и мало соответствует запросам поколений, родившихся в 90-х и 00-х.
В Париже в районе Дефанс стоит памятник большому пальцу. Пророческий монумент молодому поколению, которое срослось со своими смартфонами и привыкло использовать в работе только большой палец. Даже эта статья частично написана в телефоне во время прогулки в парке с ребёнком.
Сказать спасибо автору статьи!
Отложенная во времени катастрофа
86,2% - россиян в возрасте от 12 до 24 лет активно используют смартфоны, 15% интернет-аудитории выходят в Сеть только с мобильных устройств. Аудитория мобильного интернета выросла за год на 12,5%. (данные 2016 года, глава РАЭК Сергей Плутогаренко)
Молодые люди в возрасте до 25 лет, которых у FM-радио, газет, журналов и других традиционных медиа «украли» смартфоны с высокоскоростным интернетом, привыкли в свободное время делать что угодно, только не слушать FM (cм. результаты исследований).
Если учесть, что самая важная для радио аудитория – 25-45 лет, в будущем мы продолжим наблюдать «старение» аудитории и уменьшение доли слушателей коммерчески выгодного для эфирного радио возраста.
По привычке радио будут слушать в машине те, кто на нем вырос (поколение Х и частично поколение Y*). Если все эти негативные факторы со временем сложатся в один «идеальный шторм», то радио, как рекламный носитель с некогда несокрушимым охватом, станет гораздо менее интересным для рекламодателей.
Коммерческое радио потеряет свои главные конкурентные преимущества, станет нишевым медиа, потеряет бюджеты, а значит многим игрокам придется уйти с рынка. Логично предположить, что радиостанции должны уже сейчас вносить серьезные изменения в продукт и понимать своё новое место на рынке СМИ.
По мнению французского специалиста Реми Жунена социологические исследования давно показывают «разрыв» поколений в восприятии радио, но акционеры находятся либо в беспокойном ожидании, либо в благодушном неведении.
Радиоведущие.ру предполагают, что в России, которая переживает «демографическую яму», дела c количеством молодежи и молодых взрослых на ближайшие 10 лет обстоят ещё острее. Но слаженных активных отраслевых действий, за исключением моратория на дальнейшие работы по цифровому радио, нет.
«Мы считаем, что научно-технический прогресс в виде перехода на цифру угробит радио отрасль Российской Федерации достаточно быстро. Потому что количество радиостанций неминуемо увеличится в разы, рекламные бюджеты при этом останутся прежними, и денег, размазанных очень тонким слоем на всех, точно не хватит», - Алексей Волин, замминистра Минкомсвязи России.
В ближайшие 10-15 лет молодёжи, которая выберет музыкальные и не только интернет-сервисы, а не линейное коммерческое FM-радио, будет ещё больше. При этом, экономя на производстве, избавляясь от ведущих и убирая из микса душу радио, собственники усугубляют проблему, делают FM совсем не интересным для молодых. Именно хорошие ведущие - преимущество радио перед качественными музыкальными подборками в интернете.
Закрытие утреннего шоу на Best FM только косвенно связано с глобальными процессами на радио, но именно это событие заставило очередной раз задуматься о будущем профессии и индустрии. Но будут ли говорить о демографии радио на конференции в Сочи 1-2 июня?
«Главная тенденция российского рынка в том, что слушание радио уменьшается год от года. И это не соотносится с мировыми трендами», - Александр Полесицкий, ЕМГ.
В свою очередь не сомневаемся, что талантливые персоналити Павел Кириллов и Настя Драпеко не останутся долго без работы и продолжат радовать слушателей новыми проектами. Удачных поисков и радиостанции Best FM.
* Следующее поколение по предположениям демографов начнет рождаться в 2023-2025 годах.
Радиоведущие.ру
Фото: Радиоведущие.ру, Best FM, Эльмар Ишиев
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |