29.03.17 00:34
Главная » Статьи » СТАТЬИ

Когда умрет "бесплатное" радио?

Когда умрет "бесплатное" радио?

В 2008 году мы пытались ответить на этот вопрос в одной из статей. Тогда начался мировой экономический кризис, и предположить спад на рынке медиа было довольно просто. Но для стратегических выводов о длительности жизни радио требовалось время.

К счастью, коммерческое радио довольно быстро отыграло докризисный уровень доходов от рекламы и у нас вновь есть возможность озадачить себя будущим. Пусть, мировую экономику вновь лихорадит, а основной конкурент радио – интернет – стал гораздо сильнее, но попытка найти ответ на вопрос сегодня кажется более уместной.

Зачем? А затем, что "бесплатное" радио на данный момент, как и все традиционные СМИ, насмерть сражается с интернетом. Борьба идет на трех фронтах: технологическом (распространение), содержательном (контент) и финансовом (рекламные возможности).

Удержать позиции с каждым днем сложнее. Интернет в последние годы теснит традиционные СМИ по всем показателям. Отступают практически все медиа. При этом темпы увеличения рекламных бюджетов в интернете колоссальны.

В 2016 году по прогнозу ZenithOptimedia доля мировых расходов на рекламу в медиа составит:
ТВ – 38,2%
Интернет – 28,3%
Газеты – 13,2%
Журналы – 6,4%
Радио – 6,4%
Наружная реклама – 6,8%
Кино – 0,6%

По мнению emarketer к 2018 году интернет захватит около трети рынка рекламы (около $204 млрд при общем объеме в $656 млрд.) и при этом вплотную приблизится к доходам телевидения.

А что "бесплатное" радио? При минимальном росте доходов обнаружилась катастрофическая тенденция, а именно снижение уровня интереса к прослушиванию радиоэфира в принципе. Во всем мире. Трагический факт. Молодежи радио менее интересно, чем это было 15-20 лет назад. Значительно. Например, в 1998 году в России 51% подростков в возрасте с 10 до 17 лет слушали радио, в 2005 – 41%, в 2012 – только 15%. Цифры пугающие. 

К счастью, по мнению известного эксперта Христо Грозева, смерть "бесплатного" радио произойдет не тогда, когда умирающий диджей сыграет в эфире последний диск для одинокого седого слушателя, а когда коммерческое радиовещание превратится в нишевое медиа.

В этом случае рекламодатели перестанут воспринимать его серьезным игроком на рынке СМИ. Специалисты считают, что такое случится, когда совокупный уровень ежедневного прослушивания радио упадет ниже 50%. Рейтинги "бесплатного" радио можно будет публично сжечь. Главный козырь продавцов рекламы на радио – охват аудитории – будет бит.

Сейчас в разных странах он колеблется от 60 до 75% (в России по по данным TNS на октябрь 2014 около 64%). Если "бесплатное" радио и умрет (станет нишевым), это произойдет не одновременно по всему миру. США с его потрясающей культурой коммерческого радио сдадутся последними. У России перспективы менее радужные.

В нашей статье "бесплатным" радио мы называем радиовещание в FM диапазоне. Специалисты прекрасно понимают, что так называть коммерческое радио довольно цинично. Таким радио кажется только обывателям. А на наш взгляд плата слушателя за эфир слишком высока, и именно она ослабляет позиции радио на рынке медиа.

По сути, граждане, предпочитающие слушать fm-радиостанции, – жертвы манипуляций опытных маркетологов, предлагающих "бесплатный эфирный сыр" в обмен на покупку товаров и услуг. Стоимость рекламных роликов, входит в цену, которую потребители оплачивают из своего кошелька в магазинах и торговых центрах. Слушатели об этом часто не догадываются, но это не освобождает их от дани, которую собирают акционеры "бесплатного" радио.

Магия коммерческого радиовещания как медиа в том, что радиостанция продает эфирный продукт слушателю в обмен на его время, внимание и лояльность. После перепродает их рекламодателю в обмен на изменения продукта. В результате этой сделки в эфире появляется реклама, благодаря которой слушатель, кроме всего вышеперечисленного, расстается еще и с деньгами.

Конечный результат ошеломляет. Радиостанция и рекламодатель получают деньги. Слушатель получает… иллюзии, манипуляции сознанием, теряет время, деньги, а информацию быстро забывает.

При этом сделка честная. Если развлечения и информация соответствует ожиданиям любителя коммерческого радиовещания, он принимает условия игры и слушает "бесплатное" радио. Если нет – находит что-то другое. У него всегда есть выбор.

Радио имеет много преимуществ перед другими медиа (оперативность, доступность, эмоциональность воздействия, активность аудитории и др.). Но у него есть один бесспорный недостаток. Он кроется в особенностях человеческого восприятия.

Аудиоинформацию воспринимать сложнее ("лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"). Она медленнее обрабатывается человеческим мозгом и практически не поддается навигации и поиску. Найти строчку в тексте, картинку в альбоме или кадр в фильме во много раз проще, чем нужную фразу в звуковом файле. Это возможно, но с использованием специальных программ.

Только при многократном повторении на радио, информация полностью доходит до слушателя. На каждое из этих повторений тратится время. Поскольку время – это главный человеческий ресурс в современном мире, его потеря критична для потребителя. Мы гораздо охотнее слушаем радио в автомобиле, чем дома. Проведенное в пробках время нам не жалко.

Песня, выпуск новостей, рекламный блок длятся около 3 минут. А теперь представьте, как много информации за это время можно получить в интернете.  Колоссальное преимущество интернета перед всеми СМИ – экономия времени. Именно временем потребитель не готов платить современному радио и другим медиа.

Резонный вопрос. Как можно компенсировать потери времени при прослушивании радио? Ответ – максимальной выгодой для слушателя и использованием технических преимуществ интернета. "Бесплатное" радио умрет, если выгода от прослушивания, будет меньше, чем при потреблении других медиа. 

Радио выживет, если возьмет на вооружение мультимедийные возможности интернета и предложит полноценную навигацию по контенту. Иначе SpotifyPandoraLast.fm и другие заберут нашего слушателя окончательно. 

Среди российских ресурсов подножку "бесплатному" радио ставят такие сайты как moskva.fm и piter.fm. Зачем слушать утреннее шоу в прямом эфире? Когда можно прийти на сайт и послушать его запись? 

Не будем забывать и про то, что YouTube и подобные ресурсы забрали у музыкального радио эксклюзивные права на знакомство с новой музыкой. Теперь о релизах узнают в интернете.

Вот, что можно взять на вооружение:

  • Распространение. Использования спутниковых и HD-технологий. Подкасты.
  • Контент. Полный доступ слушателя к контенту, интерактивный, персонализированный плей-лист, дополнительные сервисы, изменения в работе радиоведущих.
  • Рекламные возможности. Конвергенция. Синхронизация рекламных площадок радио и интернета.

Все это реально, хоть пока и дорого. А, значит, радио не умрет в прямом смысле этого слова. Оно станет другим и довольно скоро. Ко времени, когда игнорирующие сейчас радио подростки станут зрелыми покупателями. За рубежом это произойдет к 2025 году. В Северной Америке и в мире за спутниковое SiriusXM около 25 млн. подписчиков уже сейчас платят от $15 в месяц. А это принципиально иное радио. 

В России радио в первозданном виде сохранится значительно дольше. Для выхода на новый уровень нужны технологии, которые будут оплачены высокими доходами слушателей. Дорогие инновации в потреблении в нашей стране приживаются сложно, а нам не хватает общих объемов рекламного рынка. Из-за санкций и кризиса сейчас просто не до фантазий.

Кроме того, потребуется серьезное обновление программного обеспечения, развитие интернет-сетей, высокоскоростного wi-fi и доступность спутникового сигнала. Пока в России об этом можно только мечтать. Хозяев наших радиостанций можно успокоить. Похоже, у традиционного российского радиовещания комфортный статус – бессмертно.

Автор Алексей Зверев. Активная ссылка на автора и оригинал обязательна.


| Теги: смерть, радио, радиовещание, бесплатное радио, будущее
Просмотров: 1726 Категория: СТАТЬИ | Добавил: Zapad (03.12.14)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК ПО САЙТУ

События дня
ВХОД
Логин:
Пароль:
ШУТКА ДНЯ
ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
РЕКЛАМА
Главные темы
семинар Алексей Зверев диджей радиоведущие.ру студия запись эфира русские перцы рекорд Гиннесса радиоведущий работа на радио радиоведущие радио максимум новый год Скандал шоу Мурзилки Live Русское радио Радио Маяк интервью Роман Емельянов линейный эфир региональное радио найти работу на радио радио Премия Радиомания DFM диджеи творческое самочувствие авторадио премьера NRJ Black2White юбилей утро радио дача эфир Вакансия регионы Наше Радио Европа плюс Прямой эфир Юмор FM илья утреннее шоу Бригада У радиостанция джем вечернее шоу новости Вадим Воронов Живой завтрак работать на радио Москва тема для шоу Фестиваль Летняя студия Илья Колесников о чем говорят на радио ретро fm Best Fm Хит FM Love Radio радио шансон вики шансон Crocus City Hall слушатели Восток FM Новое радио Фото Дискач 90-х Space Moscow Юля Паго Алиса Селезнева Видео Золотой Граммофон эхо москвы Дискотека 80-х Кремль Премия Рунета 2015 радиоведущая радио Maximum мужчина и женщина Секс Любовь День Рождения Реальная премия MusicBox 2015 Золотой Граммофон 2015 идеи для эфира идеи для шоу Победители Radio Station Awards Фоторепортаж все хиты юмора В Кремле Разгуляй 2015 За кулисами концерт open air
Наши клиенты
Яндекс.Метрика