Андрей Бубукин: Хороший диджей вновь нужен радио
Радиостанция BEST FM летом поменяла формат. Неожиданно для многих на частоте 100.5 FM зазвучали бодрые современные композиции на английском и русском языках. Репертуар радио серьезно обновился, а в утреннем эфире появилось шоу со смелым и неожиданным названием «Бестолочи».
Радиоведущие.ру узнали, куда с нового сезона движется радиостанция, почему в непростой для российского радио период решено омолодить аудиторию, какие форматы могут стать популярными на радио, и как работать диджеям в новых условиях. На вопросы ответил руководитель специальных проектов ММХ Андрей Бубукин.
Радиоведущие.ру: Почему так поменялась радиостанция BEST FM? Куда она движется?
Андрей Бубукин: Мне кажется, что основной тренд сегодня – динамичное музыкальное радио, в большей степени передающие современную ритмичную музыку. Потому что глобально меняется отношение к радио и в первую очередь со стороны молодежной и «молодой взрослой» аудитории до 35 лет.
Во-первых, это связано с доступностью большого количества музыкального контента. Молодые люди активно пользуются интернетом, потоковыми сервисами, модными девайсами, плеерами, смотрят многочисленные музыкальные телевизионные каналы. Они в курсе того, что происходит с музыкой, от них сложно скрыть тенденции индустрии.
Во-вторых, изменился темп жизни этих людей. Современные молодые люди живут очень быстро. Они хотят всё «здесь и сейчас», хотят везде успеть. И для подобного стиля жизни нужна музыка, которая бы поддерживала такой ритм существования.
В-третьих, радио должно зажигать. Вспоминая 90-е, когда я был директором эфира на радио «Европа Плюс», Жорж Полински, тогда президент радиостанции, говорил мне: «Андрей, не надо делать медленную лиричную станцию!» И я думаю, что, возможно, именно сейчас такой подход к программированию очень актуален и востребован.
Если учесть, что существует легко различимый и серьезный спрос на русскоязычную музыку, то становится понятно, - без неё сложно сделать популярную музыкальную радиостанцию. В новом формате BEST FM русская музыка сначала была еле заметна, но теперь её довольно много, больше 60%.
И, к счастью, наши современные российские исполнители имеют большой опыт общения с западными продюсерами, записывали альбомы в зарубежных студиях и т. д. Поэтому саунд их песен теперь приближается или даже соответствует лучшим образцам англоязычной музыки. Раньше такого не было! Русская музыка «выпадала» по звуку. А теперь отечественные хиты прекрасно вписываются в звукоряд.
Другими словами, бодрый ритмичный микс, состоящий из грамотно отобранных песен англоязычных и русскоязычных исполнителей, может иметь хорошую перспективу на российском рынке радио.
Сказать спасибо автору статьи!
Вы очень хорошо знаете российский рынок радио. Что вас удивило за последнее время?
- Меня удивляет, что не все игроки рынка реагируют на вызовы времени. Они работают по-старому, делают радио так, как его делали давным-давно. А вот руководство «Мультимедиа Холдинга» пошло на эксперимент, приняло новую концепцию BEST FM и согласилось на переформатирование радиостанции. Понятно, что это риск и никаких гарантий дать нельзя, но зато есть и возможности.
А как же движение в сторону «персонализации радио» от Like FM? Не удивило?
- Like FM – безусловно, шаг вперед. Но будем откровенны Сити FM, которая вещала на этой частоте, нельзя было назвать очень интересной радиостанцией для «Газпром-медиа». Ничего нового ни с точки зрения контента, ни с точки зрения доходности. Это был убыточный проект, и решение поискать что-то новое в области музыкального радио было логичным, но вынужденным.
Что касается Like FM, то это, вероятно, расширение предложения для рекламодателей в рамках радиостанций одного холдинга. Они в чём-то пересекаются с NRJ, но играют динамичную современную музыку, вышедшую, в основном, после 2014 года.
Это движение в сторону активной молодежной аудитории, которая привыкла к быстрой смене музыкальных планов. Слышно, что они смело «режут» композиции по хронометражу и довольно агрессивно позиционируются джинглами после каждой песни. Пока аудитория радиостанции довольно быстро растёт. Что у них получится, – услышим.
Кстати, о джинглах. Новая BEST FM, которую мы делаем, едва ли не единственная радиостанция, где можно услышать две подряд микшированные композиции без джингла, в том числе российских и зарубежных исполнителей.
Этот «олд скул» на BEST FM радует!
Джингл после каждой песни – проверенный маркетинговый ход. Он позволяет новой радиостанции «застолбиться» на рынке, потому что частота идентификации позволяет радио отпечататься в памяти слушателей. Но, когда бренд уже хорошо известен, то изобилие джинглов может мешать слушателю.
В общем, эти манипуляции с ID давным-давно известны, мы ничего нового не придумали, а сделали на данный момент выбор в сторону благозвучия, радиофоничности. Красивый микс, с моей точки зрения, то, что в радио привлекает. Это природа радио!
Как будут развиваться форматы в российском радиовещании и профессия радиоведущего? Может, у нас есть какие-то потенциально недооценённые форматы? Латино, восточная музыка, кантри?
Кантри? (смеется) В нынешних политических условиях – точно нет. Фолк… Было радио «Тройка», которое не состоялось. Радио Next играло рэп, хип-хоп и тихо исчезло в 2011 году. Так что…
Но ниши есть. Мне кажется, что восточное направление не до конца исследовано у нас. Сейчас у нас есть в Москве «Восток FM», но это скорее западная стилизация под «восток», а я говорю о колоритной радиостанции, которая была бы интересна людям из восточных стран и южных регионов нашей страны.
Могу ошибаться, но в Москве одной 3-4 миллиона таких граждан. Это колоссальная аудитория! И ведь необязательно, чтобы там были мелодии на традиционных национальных музыкальных инструментах. Пусть там играет современная аутентичная музыка, ведь любят же наши туристы в Турции танцевать под хиты Таркана, к примеру. Такая музыка, мне кажется, будет интересна!
Но это радио должно быть сделано очень тонко. Музыкальному редактору на такой радиостанции важно обладать хорошим вкусом, он должен быть по-настоящему деликатным человеком.
В эфире должна быть современная восточная поп-музыка, без какого-то критичного национального уклона, которая могла бы понравиться всем людям, считающим себя восточными по природе, по происхождению.
Отдельно скажу о диджеях. Сегодня нужно умело сочетать человеческое присутствие в эфире и музыку. Голос диджея очень важен, он как «живой мостик», который соединяет эфир радиостанции с аудиторией. Сегодня люди не только хотят услышать музыку, как это было в 90-х годах, но и хотят легкого, непринужденного общения. Разного общения, в том числе, интерактивного.
Поэтому человеческий голос для радио очень важный элемент. Именно наличие голоса показывает, что радио – живой организм, а не выхолощенная музыкальная программа, автоматическое вещание.
И ещё. Думаю, что до сих пор у нас есть ниша хорошего разговорного радио. Формат Talk имеет ресурсы. Не политическое радио типа «Эхо Москвы» или «Вести FM», а радиостанция, на которой бы обсуждались общечеловеческие проблемы, ценности. Даже «Маяк», который близко подобрался к этому стилю, все-таки, по подаче череда авторских шоу.
Я говорю о радиостанции с большим уровнем интерактива, где бы слушатели рассказывали свои истории и, условно говоря, по-доброму сплетничали. Так устроена наша природа, «поговорить по-человечески» любят все. Может быть, таким будет не весь эфир, а только его часть. У нас, например, шоу «В гостях у Андерсона» движется как раз в эту сторону.
Не уверен, что такое разговорное радио будет сразу коммерчески интересно. Более того, оно будет довольно медленно «раскручиваться». Главное, чтобы это укладывалось в циклы развития бизнеса. Раньше на радио этап окупаемости до 7 лет считался вполне хорошим, сейчас этот срок резко сократился до полутора двух лет.
И опять же. Нужны люди. Те, которым делать такое радио будет интересно, и которые бы умели найти эту «интимную» интонацию, цепляющую слушателя. Общаться с людьми по-человечески, по-простому, не раздувая щеки, без пристройки сверху, без всезнайства, к сожалению, умеют не многие. Затыкают, перебивают, диалога нет.
На такой радиостанции должен быть не только разговор, а именно диалог на близкие людям темы: о взглядах, о выборе, о взаимоотношениях, о точках зрения, о философии… «За жизнь», как говорится.
Среди российских ведущих на радио и телевидении деликатных персонажей сейчас, к сожалению, не так много. А именно они должны быть основой такого формата, возможности, которого у нас до конца не разработаны.
Беседовал Алексей Зверев
Фото: Евгения Зверева
Справка: Андрей Валентинович Бубукин - сын известного советского футболиста Валентина Бубукина (1933 - 2008), бизнес-тренер, коуч, консультант. Специалист по программированию музыкальных радиостанций. Опыт работы на радио более 17 лет. Стоял у истоков коммерческого радиовещания в России. Сотрудничал с радиостанциями «Европа Плюс», «Авторадио», «Дорожное радио», BEST FM и другими. В 2003 году выпустил книгу «Эфирные тайны». Руководитель консалтинговой компании «АБ-Тренинг».
При использовании материалов на сторонних ресурсах указание авторов текста и фотографий обязательно, как и наличие активной ссылки на оригинал
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |