Александр Карлов: «Главное – эффект неожиданности!»
Ведущий Радио «Маяк» Александр Карлов поспорил с Аристотелем и рассказал о будущем профессии
Он обладает главным талантом радиоведущего. С ним легко встретиться, разойтись – невозможно. Магия классического эфирного паука! Запланированное и выстроенное интервью превратилось в задушевную беседу на час. Сегодня в гостях у Радиоведущие.ру один из самых опытных балагуров российского радио – Александр Карлов.
Как тебе работалось на музыкальном радио?
- На музыкальном мне работалось хорошо. Между песнями я говорил слова (смеется).
Что это были за радиостанции?
- Сначала я вел дискотеки. В конце 80-х. У меня даже проект был симпатичный «Борт-88». А потом я ушел на радио. Там надо было делать то же самое (смеется) – говорить о том, кто поет, что поет, какая погода на улице.
Первый раз в эфир я вышел на Радио «Рокс» в 1994 году. Стажировался там по ночам. Моим первым программным директором был Сергей Курохтин, стажировал Олег Гробовников, а учил выключать студию ночью Кирилл Клейменов.
На «Рокс» я проработал два с половиной года. Кроме эфира вёл еще записные программы про кино, мобильную связь и пейджинг.
В 1996 году мне позвонил Степан Строев. Позвал на «Русское радио». Я всю жизнь ему был благодарен. А тут недавно узнал, что это не его была инициатива (смеется), а задача, которую ему поставил Сергей Архипов.
В общем Строев мне звонил раза три, уговаривал. С зарплаты в 1000 долларов (В 1996 году это была хорошая зарплата. Аренда квартиры в Москве стоила около $200, а средняя зарплата в столице не превышала $400. Зарплата выплачивалась или в долларах, или по курсу на день начисления. – прим. Радиоведущие.ру) я перешел на «Русское радио», где платили $600. Но на «Русском радио» всё только начиналось, и мы быстро подросли.
Первый эфир на «Русском» был в 1996 году. Помню, Строев меня похвалил за то, что я как-то, задумавшись, сказал: «И вот вам билеты на концерт нашей Тины Борисовны Тернер» (смеется).
А когда появилась в твоей жизни Катечка Новикова, с которой ты несколько лет работал в паре?
- В 2005 году. Мы вместе сели на drive time на «Русском» с шоу «Домой». После этого мы вместе с ней работали на «Хит ФМ» в шоу «Доктор Карлов и медсестра Катечка», а уже затем вдвоем перешли на Радио «Маяк», где проработали до 2009 года.
Потом у меня был перерыв. Затем возвращение в эфир с ранним утренним шоу «Доброе утро, Карл!» с 5 до 7 утра. Сразу вспоминаю фильм «Рок-волна». Помнишь эпизод, когда в столовую приходит патлатый мужик, похожий на Венедиктова, а у него спрашивают: «А ты кто такой?», а он: «Я веду раннее… раннее-раннее шоу!» (смеется). Мне кажется, что в Москве я уже в зеркале не отражаюсь (смеется).
А Дальний Восток меня знает! Сейчас работаю в утреннем шоу выходного дня. Это отдельная история, которую я уже комментировал в своем видеоблоге.
Давно хотел спросить, а что с Катей-то случилось? Вы так долго вместе работали.
- Нас подвела феноменальная слаженность. Знаешь, я стараюсь не осуждать начальников. Был бы я такой умный, сам бы был начальником (смеется). Сказали нам следующее. Вы настолько спелись, что в эфире вы как муж и жена, конфликта нет, слушать это не интересно. Хотя внутри шоу нам было очень комфортно.
Мы строили фразы в шоу идеально. Я говорил что-то и знал, что через 2-3 предложения мне на это ответит Катя. Это была такая наша внутренняя магия, но вот… нам сказали, что это не годится.
А как получилось, что она ушла, а ты остался?
- Да, так получилось, что я остался, а Катя ушла. Внутренне было тяжело. Потом некоторое время я работал в дуэте с Олей Кокорекиной.
А что с Катей сейчас? Вы дружите, общаетесь?
- Мы переписываемся в сети, общаемся. По-моему, сейчас она не работает на радио, занимается домашним хозяйством.
Думаю, что Катя - один из самых заметных и самых незабываемых голосов в российском эфире. При этом у нее не простая судьба на радио. У неё своя специфичная энергетика, очень сильная. Как вы помните, она начинала на Радио «Деловая волна» (РДВ). Я в свое время заслушивался её программами. Никогда не понимал, как в такой миниатюрной девушке помещается столько энергии.
Но персоналити Катечка Новикова довольно сложно вписывалась в концепции, которые существовали и существуют на коммерческом радио. Руководители понимали, что перед ними очень талантливый человек, но не понимали, кто она, как персонаж, куда её поставить, как её использовать в эфире. Это сыграло с ней какую-то злую шутку.
Когда закрывали наше вечернее шоу «Домой» на «Русском радио», нам сказали приблизительно так. Катя - бодрая, живая, пусть идет поднимать утро на «Хит ФМ», а ты оставайся тут, мы найдем тебе пару. Но я сказал, что мне с ней работается комфортно. Тогда мы пошли вместе.
Сейчас тепло общаемся в Фейсбук. Хотя лично уже несколько лет не виделись.
Дуэт довольно сложная эфирная конструкция. Кроме профессионализма нужна еще какая-то химия. Тебе в каких сочетаниях работается комфортнее?
- Были разные этапы в моей жизни. Когда мне перестает хватать своего мозга, я всегда задумываюсь над тем, чтобы с кем-то ещё поработать (смеется).
Вот, например, шоу «Домой» на «Русском радио». Мы его придумывали ещё со Светой Казариновой. Там были разные варианты и комбинации партнеров. Была одна предполагаемая партнерша, которая полностью писала себе скетчи. При всем уважении, мне сложно с таким партнером работать.
В общем в паре начали работать с Катей. А она такая заводная! Ты ей слово, а она тебе – двадцать. С ней было очень легко. Но она никогда на себя одеяло не тянула. Уважительно относилась к тому, что я считаю себя главным (смеется).
Ты сказал, что тебя не устраивало написание скетчей? Ты правда считаешь, что радиоведущему ничего писать не нужно, что ведущий на радио должен всё из головы говорить?
- У всех по-разному. Кто-то пишет, а кто-то – нет. Я тоже раньше делал какие-то теги себе, когда на «Рокс» работал и совсем не умел ничего. А потом ты понимаешь, что сама магия разговора, она сиюминутная. Если ты все заранее пропишешь, то с этим работать не интересно. Мне лично, например, не интересно.
Если я сажусь в эфир и знаю, что я скажу, то мне не интересно. Это должно рождаться здесь и сейчас. А иначе зачем тогда на радио-то работать. Для этого прекрасно годится телевизор. Там все тебе на суфлере напишут, даже шутки! А радио – это сиюминутность, часто театр одного актера.
Сейчас я работаю один и мне никто не нужен. Я и эфир себе выстроил так, что он такой сжатый, «рубленый», ничего лишнего. Между прочим, «Маяк» - разговорная станция.
Для того, чтобы много сказать в сжатый промежуток времени, и чтобы это было интересно, - нужна структура комментария. Важно понимать, с чего ты начинаешь и чем будешь заканчивать. Не так? Гораздо проще это сделать заранее, разлиновать себе всё. Когда дуэт, - да, это сложно. Но когда один, это можно использовать как идеальное оружие.
- Вот с Катей всегда было так – мы не знали, чем закончим. Это всегда была бомба даже для нас. Неожиданность. Эффект неожиданности – самое интересное на радио.
Как ты считаешь, как изменилась профессия радиоведущего за то время, пока ты работаешь? Что с ней произошло?
- Интересный вопрос. Хм… Стали меньше платить. Радиоведущие перестали быть персонами, за которыми кто-то идет, перестали быть флагманами. Если не брать разговорные станции, мы возвращаемся в эпоху «говорящих голов».
Какая-то девочка и мальчик треплют какую-то смешную ерунду с искусственной пластиковой улыбкой на лице. То, что на творится на музыкальных станциях – это пластик.
А почему так произошло?
- Объективные есть причины. У людей появилось слишком много выбора: телевидение, интернет. Более того, сейчас каждый может стать теле- или радиоведущим при помощи обычного смартфона. А дальше все зависит только от тебя. Сможешь за собой повести или нет.
Получается, модное слово хайп к радио уже не применить. Радио уже таким суперпопулярным медиа, как в 90-х, быть не может?
- А давай подумаем, а радио – это для кого? Это история не для тех, кто ездит в метро. Радио – это история для автомобилистов или для домохозяек на кухне. Хотя и на кухне иногда проще телевизор включить, чтобы что-то мелькало на экране.
Радио сейчас для тех, у кого не настолько «рубленая» жизнь, как у молодежи. У молодых сейчас в телефоне тысячи клипов. Для них радио не подходит. У них не хватает времени удержать мысль на слух.
Музыкальные радиостанции ещё как-то в их орбите появляются, но не разговорные. Вот и ответ на твой вопрос. Хайп обеспечивают молодые активные ребята. А радио для взрослых сформировавшихся людей.
Статистика говорит, что среднее время прослушивания радио уменьшается. Уменьшается и общий объем слушателей. Сейчас около 64%, а когда-то превышал 70%.
- Когда мы начинали работать на «Роксе» мы завидовали, что в США каждый колледж может позволить себя радиостанцию. А у нас создание радио было всегда дорого. К тому же 54 московские радиостанции бьются за какие-то 10 более или менее крупных рекламных бюджетов: недвижимость, автосалоны, ритейл и всё. А если бы мы могли позволить себе делать радио дешевле, то у нас был бы более разнообразный круг рекламодателей.
Помните историю «Русского радио». Музыка была для обыкновенных людей, а продавала эту аудиторию владельцам элитных автосалонов.
Возможно, грядет эпоха нишевого радио.
Для того, чтобы тебе послушать твою любимую музыку на ходу, проще использовать телефон. Поставил свою коллекцию, свой плейлист ВКонтакте, идешь слушаешь.
В машине можно также поступить, но надо подготовиться заранее, уже сложнее, потому что за дорогой надо следить. Проще кнопку радио один раз ткнуть. Что-то балакает и нормально. Особенно, если ты хочешь держать руку на пульсе государственной или антигосударственной жизни. В этом случае разговорные станции - самое оно. Они, вероятней всего, умрут последними.
Как часто ты сам слушаешь радио? Что сейчас в твоем вкусе и забито в память приемника?
- У меня в машине сейчас забиты 4 станции. Но дома обязательно есть Relax FM. Во всех комнатах моего дома это первое радио. За это меня не выносит сын, потому что юн еще, зато очень любят друзья и жена. Я бы поубивал всех людей, которые там делают межпрограммку. Понимаю, что они продают этот продукт импотентам и их престарелым женам (смеются). Ну, там реально реклама средств от простатита, салонов красоты и элитного отдыха. Сразу понятно, на кого они ориентируются, но музыка – клевая. Поэтому в доме у меня Relax FM.
А в машине у меня Бизнес FM – одна из самых не предвзятых и свободных информационных радиостанций, Вести FM – я дома смотрю Вести 24, это логично. Еще Rock FM, и, конечно, «Маяк».
На мой набор похоже.
- Просто мы с тобой одной крови (смеются).
Как ты считаешь, чем должен ежедневно заниматься радиоведущий, чтобы постоянно повышать свой профессиональный уровень?
- Не поверишь, я ничего особо для своего развития не делал. То, что ты делаешь, то тебя и развивает. А если не делаешь, то и не развивает. Подкасты из этой же истории и мне, например, нужны, чтобы больше говорить. Даже если они не приносят тебе денег, - они тебя развивают.
Раньше, я писал текст, вырезал ошибки, делал оформление… А потом подумал, ты профессионал или где? Всё обдумал, включил микрофон и записал. Всё, чувак, никаких ошибок. Когда я книжки начитываю могу ошибки вырезать, а тут никаких скидок.
Ну, наверное, надо больше читать. Это развивает. Больше говорить.
А писать?
- А смысл?
Для меня это совершенно удивительный ответ…
- Написанный текст и произнесенный – это совершенно разные вещи.
Для Радиоведещие.ру магическим словом является именно «писать», потому что, когда ты пишешь, все речевые навыки задействованы. Ты сам с собой разговариваешь, размышляешь, слушаешь себя…
- Время. Как много написание придуманного занимает времени? Это очень долго. А соображать надо быстрее. Думаешь и сразу говоришь. Любой другой вариант, кроме говорения тебя расслабляет.
Может быть это не так эффективно, но писать - это прекрасно упражнение.
- Я не согласен.
Но эффективность написания речи, как упражнения, еще Аристотель доказал.
- На понт не берите (смеется). Всё просто. Тексты и я пишу прекрасно. Но как результат, мне их надо заучивать, выверять до знака. Долго… И я не могу уже произнести что-то другое. Да! Свой текст тогда надо учить.
Странный эффект.
- Вот такая у меня персональная особенность.
Многие радиоведущие нашего поколения открыли школы, преподают. Как ты к этому относишься?
- Деньги всегда нужны. Тут я с коллегами соглашусь. Но я, к сожалению, не могу передать то, что я умею, другому человеку. Для точности надо сосредоточиться, описать методику. А у нас сложная профессия. Надо учить думать, учить реагировать, учить вычленять смешное, забавное. Я пока не готов самостоятельно этому обучать.
А что касается открывшихся школ… Ну, это часто профанация и отбор денег у населения. Потому что этому нельзя легко научить. Вот так! В лоб. Ну, правда.
Научить человека здороваться с аудиторией в эфире? А если у него в голове пусто? Для музыкальных станций, где важней как, а не что, где главное хорошо поставленный голос, там – да. Даже я, наверное, что-то могу подсказать. Но в разговорном радио такие экзерсисы полезны после профильного образования.
Когда я пришел на «Русское Радио», нам тоже нанимали, какую-то преподавательницу. Но она больше занималась нашими фонетическими проблемами, а не точностью мысли.
И вообще, знаешь, как однажды сказал Дибров? «Радио – это недолет!» (долго вместе смеются)
Сука он! (вместе смеются) Я думал, что самая обидная шутка про радио «разговор в поролоновую пиписку» (смеются). Вот поганец-то, а! (смеются)
- Так и запиши. Без купюр.
Запишу. Обязательно. Как хороший ведущий должен заканчивать карьеру?
- Можно, как Дима Оленин однажды сказал: «А зачем диджею прощаться? Рот закрыл и пошел!» (смеются).
А можно по-другому. Не уходить никогда. Мне моя первая жена всё давно предсказала. Я тогда только начинал работать на радио. Она мне однажды сказала: «В старости ты будешь работать на «Юности» или «Маяке»! Будешь ходить с дерматиновым портфелем, ручка которого будет перевязана синей изолентой, будешь брюзжать, у тебя будет выскакивать изо рта вставная челюсть, будешь орать на девочек редакторов, но все равно будешь сидеть в эфире!»
Радиоведущий должен заканчивать на телевидении. А как заканчивать телевидение, спросите у Познера (смеется).
Может ли в нашей стране радиоведущий быть миллионером и очень богатым человеком? Вот ты работаешь 2 часа в день в выходные по утрам. Не поверю, что «Маяк» обеспечивает запросы твоей семьи.
- Прокормить семью, конечно, можно. А вот обуть, одеть и разместить в жилье – сложнее (смеются). И не будем забывать об ипотеке. Поэтому можно ответить однозначно, что в нашей стране радиоведущий миллионером быть не может. Не в пример загранице. За рубежом даже в YouTube блогеры больше получают, чем наши. Расценки другие.
На нашем радио политика такая. Нанимают со стороны людей уже сложившихся, каких-нибудь звезд, пусть даже не умеющих говорить, но их все знают, медийных. Вот им платят до х…я. А своим – не платят. Крепким профессионалам платят мало.
Логика странная и порочная – начнем платить много, он начнет «звездиться» и уйдет на другую радиостанцию. А на хера это надо? Заметь, у нас в раскрутку своих ведущих радиостанция не вкладывается, потому что акционерам кажется, что это заведомо убыточный путь. Раскрутишь, а его перекупят конкуренты.
А никто не пробовал заключить грамотный многолетний договор? Уволился поперек контракта – отдал почку (долго смеются)
- Уходишь с херового радио ещё и почку отдаешь. Сильно! (смеются)
Можно же по горизонтали расти радиоведущему. Телевидение, заниматься стендапом, вести вечеринки, дискотеки, создать свой собственный бизнес.
- Знаешь, много из того, что ты перечислил не мое. Я работаю на четырех работах. На радио, на двух телеканалах «Звезда» и «Совершенно секретно» и ещё записываю аудиокниги. Именно последнее мне нравится больше всего.
Как ты все это успеваешь?
- Элементарно. Радио в выходные дни. Шоу на телевидении неделя через неделю. На другом канале четыре эфира в месяц. А книги я пишу дома, у меня своя студия.
Давай закончим твоим прогнозом. Что произойдет с радио через десять лет?
- Ты серьезно?! Не знаю. А вдруг нас скоро роботы заменят? Вполне возможно, что грамотный речевой синтезатор заменит радиоведущих, тем более, что они не всегда нужны, и ведущих новостей. Ты ж понимаешь, один алгоритм отбирает нужные для эфира новости, другой – записывает их голосом. Вот и всё радио!
Siri и Алиса Yandex…
- Эти две пока ещё тупые (смеются). Но технологии развиваются. Когда-то синтезаторы группы Kraftwerk были верхом звуковых фантазий.
А на музыкальных радиостанциях я и сейчас сомневаюсь, что радиоведущие нужны. Раньше они нужны были, чтобы человек себя не чувствовал одиноко наедине с музыкой.
А что изменилось? Мне до сих пор нужен человеческий голос.
- Тебе! Заметь! Тебе. А не тем, кто сейчас только подрос, и кто информацию по-другому воспринимает. У молодых совсем другое общение. Они смотрят записанные видеоролики, ими обмениваются. С живыми людьми им общаться не обязательно. Видеоконтент заменил текст. А радио – это текст! Что будет через десять лет? Не знаю.
Беседовал Алексей Зверев Радиоведущие.ру
Перепечатка без разрешения редакции запрещена
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |