Акопян "Радио 7 на 7 холмах" – и выпить, и "замутить"
Рубен Акопян рассказал, почему не часто ведет корпоративы и свадьбы
Среди самых богатых шоуменов России многие имеют лингвистическое образование или занималось изучением иностранных языков. Радиоведущие.ру давно говорят о том, что радио прочно "оккупировали" филологи. Чем лучше умеешь играть словами и смыслами, тем больше шансов вызвать искренний интерес аудитории. Сегодня у нас в гостях ведущий утреннего шоу на "Радио 7 на 7 холмах", по образованию преподаватель русского языка и литературы Рубен Акопян.
Радиоведущий — это сумма человеческих и профессиональных качеств, которые заставляют слушателей не выключать любимую радиостанцию. Перечень слагаемых большой. Какое из них ты бы поставил на первое место и почему?
- Харизма. Сексуальность. Обаяние. Называйте, как хотите. Хотя это всё немного разные вещи, но именно их сочетание делает, на мой взгляд, радиоведущего незаменимым.
В Москве десятки радиостанций, на которых, в общей сложности, работают сотни ведущих. От которых, как правило, требуют не выделяться. Нравится вам это или нет, это так. На некоторых радиостанциях даже намеренно ведущие подбираются таким образом, чтобы у них были похожие голоса.
Если честно, не очень понимаю, в чём прикол. Возможно, это делается для того, чтобы, когда бы ты ни включил радио, у тебя было ощущение, что ты ничего не пропустил. И, скорее всего, этот подход себя оправдывает. С точки зрения радиостанции. Но работает против ведущих. Они для слушателя как дельфины – все на одно лицо.
Поэтому, как бы это сейчас не прозвучало, только тот, кто "бьёт" по самым незащищённым фибрам души аудитории, сильнее остальных врезается в память.
Очень упрощённо говоря, ты на своём месте, если мужская часть аудитории была бы не прочь пропустить с тобой кружку-другую пива, а женская – "замутить".
Когда-то ты начинал соло, как ведущий музыкального эфира. Как комфортнее работать, одному или в паре?
- Ну, конечно же, одному. Вот скажи, как комфортнее бежать по пересечённой местности, одному или с прикованным к тебе наручниками человеком? (смеётся) Как бы хорошо он ни бежал, одному банально удобнее. Можно внезапно менять траекторию бега, скорость и так далее.
В дуэте, конечно, есть свои преимущества, но с точки зрения удобства, петь сольную партию проще. Если ты, конечно, умеешь петь.
Профессия радиоведущего позволяет постоянно находиться в движении и узнавать что-то новое. Что ты освоил, чему научился за последнее время? Какие умения ещё хотел бы прокачать?
- (смеётся) Это не так делается. Радийщик – это не менеджер по продажам. Ты уж прости мне этот пафос, но всё-таки это исключительно творческая профессия. Тут прокачивание скиллов, как принято сейчас говорить, малопригодно.
Для этой профессии требуется то, что приходит с опытом. Умение понимать людей, наблюдать за ними, подмечать их сильные и слабые стороны, чётко представлять, чего они хотят, в какой обертке им это лучше всего подавать и прочее-прочее.
Ты либо владеешь профессией, либо нет. Третьего не дано. Как в любой другой профессии, со временем ты оттачиваешь уже имеющиеся умения.
И все-таки за последнее время удалось прокачать навык преподавания, например. Несколько лет я преподавал в одной из московских школ радио, а совсем недавно запустил авторскую Академию радиоведущих на платформе SmotriUchis.ru, где можно пройти обучение онлайн.
В своей онлайн-академии я, насколько это возможно, не видя реакции аудитории, подробно и доходчиво, на пальцах, так сказать, рассказал обо всех нюансах, которые просто необходимо знать тем, кто работает или только собирается работать на радио.
Помимо видеоуроков там есть задания для проработки теории и практики, а по окончанию программы выдается сертификат – всё, как в школе радио, только в удобном онлайн-формате.
Ты ведущий утреннего шоу не первый год, что физически дается крайне нелегко. Что мотивирует тебя каждый день?
- Сейчас самый подходящий момент для того, чтобы звонко и внятно, с поволокой глядя в даль, сказать. Я же знаю, что утром люди проснутся, включат радио, и я должен помочь им начать день на высокой ноте. Как у Филатова: "Утром мажу бутерброд - сразу мысль: а как народ?" (смеется).
Но я скажу правду. Это моя работа. И мне стыдно делать её плохо. Хотя, конечно, всякое бывает. После эфира бывает ощущение, что схалтурил. Что мог сделать гораздо лучше. Но я стараюсь. Я же знаю, что утром люди проснутся, включат радио, и я должен помочь им начать день на высокой ноте (смеётся).
Подготовка эфира для хорошего ведущего — это образ жизни. Как этот процесс влияет на тебя? Как много времени занимает каждый день?
- Вопрос, видимо, касается профессиональной деформации, да? Учитывая, что подготовка к эфиру занимает даже больше времени, чем сам эфир, естественно, всё это накладывает отпечаток.
Что бы ни происходило вокруг, чем бы я ни занимался, я наблюдаю за этим немного со стороны. Словно это не со мной всё случается, а с персонажем, а я тем временем пытаюсь понять, интересно ли это будет завтра звучать в эфире. И как это рассказать, чтобы история "зацепила" аудиторию.
Такое вполне себе обыденное раздвоение личности. Ну кому нужен психически здоровый рассказчик? Так что да, это образ жизни. Палата номер 6. В моём случае, номер 7 (смеётся).
От чего зависит качество подготовки и прямого эфира?
- От чего зависит качество подготовки больного к операции и сама операция? Или качество подготовки теста для хлеба и результат выпекания? Повторюсь. Всё всегда зависит от уровня владения профессией всех, кто причастен к процессу. Один схалтурит или накосячит – на выходе косячат все. Радио, особенно, радиошоу – это командная игра. Один в поле не воин.
Ну, и совесть надо иметь. В том смысле, что стыдно халтурить, когда тебя единовременно слушают сотни тысяч людей.
Чья критика или похвала может серьезно повлиять на твою работу в эфире? Кто делает утреннему шоу замечания и как часто?
- Ну, замечания-то делают все (смеётся). Мы же все знаем, как запускать ракеты, лечить больных, управлять страной. И как радио делать, ясен пень. Но реально повлиять может, конечно, только шеф.
Радио 7 в середине 90-х была культовой поп-роковой радиостанцией для экспатов, на которой работали яркие радиоведущие. Утреннее шоу Morning Zoo, например, вел на английском языке Василий Стрельников. Что с тех пор на Радио 7 осталось неизменным?
- Я не застал ту эпоху Семёрки. Поэтому мне сложно судить. Думаю, что неизменным осталось только название. И это, скорее, хорошо.
Сейчас скажу банальность, но она важна для понимания моей точки зрения. Каждую секунду организм человека обновляется, старые клетки отмирают, новые активируются, кожа сбрасывает эпидермис и так далее.
В итоге наш организм периодически полностью обновляется. А у адекватного, не косного человека, вследствие нового опыта, меняется и сознание, изменяются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. В итоге, от того человека, которым ты был несколько лет назад, сегодня остаются только паспортные данные.
Так что с Семеркой, думаю, происходило то же самое. Хотя многие и считают, что раньше всё было лучше: и девушки красивей, и трава зеленее, и Семёрка – семёристей (смеётся).
В российском радиоэфире не осталось радиостанций с иностранным капиталом. Когда-то именно они были самыми интересными и модными (М-Радио, Nostalgie, Maximum, Europa Plus и т.д.). Как это повлияло на нашу профессию?
- Неожиданный вопрос. Да никак, наверное. На профессию – точно никак. На контент – да, наверное, повлияло. Помнишь, слово такое было: фирмА? Вот её, пожалуй, стало мало. За редким исключением. Взять хотя бы ту же Европу Плюс. На мой взгляд, там с этим по-прежнему всё в порядке.
Но тут дело больше в аудитории – у нас же пропаганда так активно мозги промывает, что чем фирмовей, тем подозрительней. Типа, засланные казачки (смеётся).
Если серьёзно, не знаю. Не готов рассуждать об этом. В любом случае, точно можно сказать одно, аудитория всегда имеет то, что хочет. Если массово повысится спрос на фирмУ – она снова появится.
Когда-то ты увлекался новомодной аудио и видеоаппаратурой. Насколько крутой домашний кинотеатр у тебя сейчас, что смотришь?
- Увлекаться можно философией и женщинами (смеётся), а я искал "свой" звук. Годами менял аппаратуру, подбирал компоненты, пробовал разные сочетания, пока не нашёл то, на чём, что называется, сердце успокоилось. В этом смысле у меня наикрутейший кинотеатр
Я вот в упор не понимаю людей, которые смотрят кино урывками на телефоне. В метро там, или частями в промежутках между какими-то делами. Для меня это чуть ли не священный ритуал. На достойное отправление которого я потратил несколько лет жизни и страшно вспомнить сколько денег, пока не услышал то, что хотел услышать.
А смотрю я разное: от летних блокбастеров до артхаусных драм. Это та редкая область, в которой я всеяден. Ведь, по сути, кино – это умение рассказывать истории. Если история рассказана талантливо, то мне всё равно, о чём она, и в какой манере мне её преподносят. Главное, чтобы штырила.
Не секрет, что музыкальные вкусы ведущего не всегда совпадают с форматом радиостанции. Насколько твой плейлист состоит из мелодий Радио 7?
- Нельзя мне отвечать на этот вопрос (смеётся). Ну, вот вообще нельзя.
На самом деле, это очень вторично. Ты же приходишь на работу не музыку слушать. Тут важно на те несколько часов, что ты в эфире, поймать настроение.
Я сейчас подумал, может даже лучше, что на работе ты имеешь дело не с той музыкой, которая забита в твой личный плейлист. В этом случае выше шанс, что ты будешь плыть в том же эмоциональном потоке, в котором сейчас находится аудитория. А значит, сможешь точнее подбирать интонацию вашего общения.
Многие нынешние ведущие коммерческих радиостанций работают в эфире уже четверть века и даже больше. Почему радио такая заразная штука?
- Неблагодарное это занятие – говорить за других. У каждого своя мотивация. Кто-то просто любит свою работу, кто-то, как я, например, просто уже не представляет себя в другом качестве. Когда столько лет занимаешься чем-то, уже сложно сбросить с себя эту кожу.
Для многих работа на радио – это витрина, на которой себя можно предлагать в качестве ведущего на свадьбы-крестины и похороны. Я вот этим крайне редко занимаюсь. Хотя деньги там, как правило, предлагают неплохие.
Но у меня включается профессиональная гордыня. Ну, знаешь, как у музыканта, который закончил консерваторию и много лет работал, скажем, в Мариинке или Большом, а ему предложили по-лёгкому срубить деньжат на вечеринке любителей шансона (смеётся).
Знаю, что это ребячество, но ничего поделать с собой не могу. Так и живём.
Справка. Рубен Акопян - российский радиоведущий, шоумен, автор и ведущий утреннего шоу на «Радио 7 на Семи Холмах», автор и преподаватель Академии радиоведущих на портале «Смотри. Учись». Родился в Ереване. Окончил филологический факультет ЕГУ с дипломом преподавателя русского языка и литературы. На радио с 94-го года. Работал на радиостанциях Радио Рокс, Открытое Радио, Авторадио.
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |