Василий Стрельников: диджей на радио должен быть другом
В начале апреля легендарный радиоведущий Василий Стрельников вернулся в московский радиоэфир. Позже в День радио Маргарита Митрофанова пригласила Василия Борисовича в свой эфир и поговорила с ним о том, что ждет современное радио в будущем.
Разговор получился, хотя у автора Vasiliy’s Weekend сложные взаимоотношения с современным российским радиовещанием. О нем он предпочитает не говорить. Но в интервью он откровенно рассказал о своих взглядах на будущее радио и работу радиоведущих.
Мы предлагаем вам отрывки из интервью и запись эфира программы, прозвучавшей на радиостанции «Маяк» 7 мая 2015 года. Вопросы Василию Стрельникову задает Маргарита Митрофанова.
Ты когда-нибудь сомневался в радио?
- Нет, а зачем в нем сомневаться? Радио живет своей жизнью, другое дело, какая это жизнь. Смущает, что больше нет того самого – скажу штамп – «радио с человеческим лицом». Нет больше радио личностей.
Но у нас так никогда не было…
- Еще как было. В начале 90-х такое было. Люди специально включали радио, чтобы послушать конкретного ведущего в эфире: тебя, Стрижа, Шаден. Сейчас личности (персоналити) почти ушли с радио. Радио, когда ты настраивался на радиоволну, чтобы услышать голос хорошего друга, закончилось.
Когда мне было лет 7, в советской школе в США я мало с кем дружил, у меня почему-то было больше друзей среди ребят американцев. В кармане я всегда носил с собой маленький транзисторный AM-радиоприемник. Я всегда знал, что когда включу местную радиостанцию, то услышу любимых радиоведущих - моих друзей. У меня были друзья на разных радиостанциях. На современном российском радио такого нет. Вот это беспокоит.
Но ведь есть Артемий Троицкий, Борис Гребенщиков. Они же ведут свои программы! Личности есть. Может, дело в том, что они не востребованы?
- Нет, Рита. Какие-то программы хорошие есть, безусловно. Просто в современном радиовещании есть такое понятие – линейный эфир. И его много. Вот в этих отрезках на радио, так называемых друзей нет и не было никогда. Задача диджея рассказать о пробках, времени и погоде. Бодрым голосом! А потом пообещать «полчаса музыки без перерыва». Вот и вся работа. Ну, какой он мне друг? Пошел он в ж…пу.
Верно. Лучше диски послушать.
- И кстати, вот это обращение «дорогие друзья». Это просто болезнь всех радиоведущих. Ну, ведь в жизни ты так пафосно с другом не общаешься? Лучше никак к слушателям не обращаться, чем вот так.
Ты говорил, что слушаешь BBC? У них есть какой-то секрет качественного радио?
- Я не только слушаю BBC, но если говорить о британском радио, то я слушаю BBC Radio 2. Эта радиостанция вещает на Великобританию и создана для внутреннего потребления. Если бы я преподавал, вел мастер-классы, приводил эту радиостанцию в пример. Прекрасно подобрана музыка, радиоведущие, оформление – все сделано на очень высоком уровне. Но это не молодежный «расколбас», а радио для «старперов» типа нас с тобой.
Сорок плюс?
- Где-то так. Радиостанция настолько интеллигентно сделана! Это эфирное радио, но ты чувствуешь полную свободу. Там настолько остроумные ведущие, не в смысле юмора, а именно острого ума.
Ведущим в голову не придет делать подводки», то есть привязанные к названию или тексту песни комментарии. Нет там этого! А у нас в линейном эфире только это и есть. Там настолько в эфире все тонко сделано и настолько хороший коллектив работает, что…
Может, там и зарплаты хорошие?
- Не знаю. Наверное. Рита, а у тебя есть свой продюсер?
Нет, конечно.
- То есть ты сама себе и ведущий, и стенографист, и…
Быть продюсером непросто. Это же надо искрить, придумывать, многим лень.
- Мне кажется проблема в том, что у нас нет такого страстного отношения к радиовещанию. В России радиобизнес победил радиовещание. Нет у нас такой любви к радио, чтобы у хороших ведущих были продюсеры, берущие на себя подготовку к эфиру.
Ты жил за границей, владеешь прекрасно английским языком. Всегда сам придумывал идеи для радио или брал зарубежный опыт?
- Брал, конечно.
А это правильно?
- Радио – это какая-то общая матрица, к которой подключены миллионы людей, как сейчас компьютеры к интернету. До интернета был большой мир радио, где радиоведущие такие же сумасшедшие и страстно любящие своё дело, плотно общались, слушали коллег.
Когда-то в Америке большая часть вещания была на средних волнах. Есть такая особенность. С наступлением сумерек улучшается прием AM, и ты можешь слышать гораздо больше станций: из соседних штатов и даже из Канады. Диджеи и программные директора использовали это и учились друг у друга. Кроме того диджеи встречались, проводились (да, и сейчас проводятся) ежегодные конференции, фестивали.
Это нормальный процесс, когда люди заимствуют лучшее. А вот сейчас, при таких возможностях, у нас никто ничего подобного не делает. К тому же мало кто занимается самообразованием.
Как сегодня стать радиоведущим?
- А нужно ли?
Правильно, пока мы живы, никого не пустим в эфир! (смеются)
Алексей Зверев по материалам интервью. Текст не является дословной расшифровкой интервью.
Из полной версии интервью вы узнаете:
- Какое радио прекрасный повод, чтобы не нажраться в выходные?
- Что Стрельников думает о радио будущего?
- Почему Россия не готова к переходу на цифровое радиовещание?
Дата: 7 апреля 2015 года
Радиостанция: Радио «Маяк»
Город: Москва
Адрес в интернете: http://radiomayak.ru/
Частота: 103.4
Формат: Talk
Шоу: «Собрание слов»
Ведущая: Маргарита Митрофанова
Хр.: 45'32".
Полная аудиоверсия интервью c Василием Стрельниковым.
Использование текста данной статьи на других ресурсах возможно только с разрешения автора.
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |