Разговорное радио - "радио порока в городе грехов"
Разговорное радио стало объектом обсуждения специалистов в ходе Международной конференции «Радио в мировой медиаконкуренции»
27 ноября в гостинице Radisson Royal Hotel Moscow состоялась, дискуссия, посвященная разговорным форматам на радио. Модератором стал М.Бергер, директор группы компаний «Румедиа», основой которой является информационная радиостанция Business FM. В разговоре участвовали представители радиостанций «Коммерсантъ FM» и Comedy Radio.
Дискуссия собрала большое количество зрителей и разделилась на несколько направлений: чем привлекает слушателя разговорное радио, есть ли финансовые основания под популярностью talk форматов, и как устроены подобные радиостанции.
Как показывают медиаметрические исследования, слушателям всё больше нравится разговорное радио. Ретроспектива популярности позволяет увидеть, что в 90-х были популярны в музыкальные радиостанции с зарубежным репертуаром, следом вперёд выдвинулось радио, играющее русскоязычную музыку, и, наконец, с середины нулевых годов в России стали бурно развиваться разговорные и новостные радиостанции.
«Как долго продлится эта любовь к разговорному радио, и что именно привлекает слушателя в talk радио?» — такой вопрос задал Михаил Бергер зрителям в зале и спикерам круглого стола. В панели участвовали А. Кузичев (главный редактор «Коммерсантъ FM»), К. Эггерт (обозреватель и ведущий «Коммерсантъ FM»), Г. Гордеев (генеральный продюсер Comedy Radio) и А. Гриценко (программный директор Comedy Radio).
Разговорное радио как «наживка» и добрая провокация
Константин Эггерт, отвечая на поставленные ведущим вопросы, отметил, что людей волнуют больше не те, люди, которые приходят на радио, волнуют «не кто, а к кому». По его мнению, главным источником интереса являются персонажи, которые обеспечивают жизнь эфира и спорят с гостями – радиоведущие, персонажи, персоналити. Именно их личность, объемная позиция, аргументация, и постоянство всех этих категорий обеспечивают внимание аудитории.
Продолжая мысль своего коллеги, Анатолий Кузичев согласился с тем, что авторская подача важна для радиостанций формата talk. При этом главный редактор «Коммерсантъ FM» добавил: «Мы не объясняем, а стараемся заинтересовать. Показываем путь к собственному размышлению, изучению вопроса». Функцию talk радио он видит в разжигании интереса к обсуждаемым темам и поддержании дискурса вокруг той или иной важной для общества теме.
Модератор круглого стола Михаил Бергер выдвинул тезис, что личностный подход к информации совсем не обязателен. В качестве примера привел радиостанцию Business FM и британскую BBC, где новости, подача обезличены и являются едва ли ни самым их узнаваемым фирменным знаком. Эггерт и Кузичев на это ответили, что Россия в этом смысле отличается от других стран и эмоциональная журналистика, вероятно, ближе нашей аудитории.
По ходу дискуссии Константин Эггерт объяснил, почему разговорная радиостанция City FM была закрыта. На его взгляд, формат разговорного радио для сообщества (комьюнити), для горожан - city радио - очень сложен для такого мегаполиса как Москва.
Сказать спасибо автору статьи!
«Затрагивая ту или иную тему на такой радиостанции, ведущие встают перед вопросом: «А с кем я сейчас разговариваю? Какой город я сейчас имею ввиду? Город журнала «Эсквайр» и Третьяковского проезда или это город Бирюлёво Товарная? Попытка объединить эти аудитории показывает, что city радио – сложнейший формат. Не всегда понятно, к какому именно «городу» вы обращаетесь», — именно эти сложности, по мнению Эггерта, помешали City FM закрепиться на московском рынке.
Разговорное радио - «радио порока в городе грехов»
Спустя полчаса в дискуссию вступили представители юмористической радиостанции, которые почему-то пришли на встречу в одинаковых носках. Михаил Бергер с иронией заметил, что с легким раздражением наблюдает за ростом аудитории этой популярной радиостанции и хочет понять, в чём причина её успеха: «Ребята, как вы это делаете?» - спросил он у представителей Comedy Radio.
Гавриил Гордеев довольно подробно объяснил, откуда возникла идея создания в Москве ещё одной радиостанции (после «Юмор FM»), смешащей своих слушателей. Причиной явилось желание руководителей ТНТ и Comedy Club продолжить победное шествие продукта по стране и создать для него дополнительное промо. С другой стороны оказалось, что только продукта, состоящего из отрывков передач, выходящих под брендом Comedy Club, недостаточно. Началась кропотливая работа по поиску подходящего формата радиостанции.
На взгляд Радиоведущие.ру, прозвучало довольно интересное признание в том, что формат Comedy Radio, это попытка ироничного разговора со слушателем «о грешках и пороках» людей. Многие люди любят подслушивать, осуждать, пустословить, сплетничать, подглядывать, указывать и прочее:
«Наша радиостанция предоставляет слушателям возможность это делать в прямом эфире вместе с нашими ведущими. Люди хотят не только слушать, но и участвовать в разговоре, но главное, они хотят веселиться. Мы даем им это. Слушатель никогда не знает, что произойдет в следующую секунду, это притягивает и заманивает. Три года назад некоторые говорили: «Что за (цензура) вы открыли? Невозможно слушать! Что там за бараны? У них образование есть?» Но через неделю они же мне говорили, как интересно, что этот «баран» дальше скажет в эфире», - заключил Гавр. «Радио порока в городе грехов», - метко добавил Александр Гриценко.
Генеральный продюсер Comedy Radio также отметил, что их радиостанция также как юморист в жанре stand up становится для слушателя близким другом. Это принципиально для юмористической радиостанции, потому что дружеская шутка гораздо интересней и смешней, чем шутка, которую тебе рассказал незнакомый человек.
В этом смысле радиоведущие радиостанции Comedy Radio – это «сумасшедшие друзья, которые всегда с тобой в эфире». Однако, при этом радио оказалось интересно молодой умной аудитории, а в эфире нет «быдло-общения». «Люди подпитываются на Business FM и «Коммерсантъ FM событиями, а потом приходят к нам, чтобы поржать об этих событиях! У нас свой факт-чекинг. Без буквы «Т», - смеясь, добавил Гавриил Гордеев.
По словам авторов Comedy Radio радиостанция имеет уникальную бизнес-схему. За содержание и продюсирование контента отвечает телеканал ТНТ, а за коммерческую составляющую, связанную с продажей продукта радиостанции и региональное развитие, менеджеры ВКПМ («Газпром-Медиа»). К слову, в ближайшее время сигнал будет доступен в Перми, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске и Новосибирске.
«Comedy Radio – это одна из тех радиостанций, благодаря которым молодежь вернётся к прослушиванию FM-радио. Ведь со временем эта аудитория будет всё реже и реже потреблять музыку при помощи радио, у которого теперь слишком много конкурентов», - отметили Радиоведущие.ру заключение Гавра.
Продюсеры на разговорном радио
Интересно было узнать о производственном процессе двух радиостанций. Менеджеры Comedy Club рассказали о том, как они долго искали подходящую структуру клока для своего формата и хронометраж «выходов» радиоведущих.
Изначально скетчи ведущих длись по 12 минут, а теперь «выходы» гораздо короче и динамичней: 6-7 и даже 3-4 минуты. Ведущими стали опытные креативщики и сценаристы. Вся команда радиостанции – 26 человек. Сейчас в эфире идет 4 шоу в будни и 1 шоу выходного дня. Каждое состоит из ведущих, продюсера и звукорежиссера по модульной схеме. В одном часе шоу обязательно должны быть 4 «выхода» ведущих, с разными темами, играми, рубриками, интерактивом, чтобы слушателю не было скучно. Шутить желательно начинать уже на первой минуте комментария, чтобы слушатель не переключился.
«Продюсер отвечает за всё. Он отбирает темы, слушателей для разговора по телефону, делает ведущим замечания, напоминает о важных моментах эфира, ведь у нас радиостанция эмоциональная. Нет-нет, да кто-нибудь что-нибудь «ляпнет». Поэтому все эти 5 продюсеров нам очень нужны», - закончил рассказ о кухне Comedy Club Александр Гриценко.
Анатолий Кузичев также рассказал о важной роли продюсеров на «Коммерсантъ FM»: «У нас целый цех обеспечивает радиостанцию информацией, отслеживает новостные ленты, общается со специалистами, экспертами, ньюсмейкерами. У нас в день производится около 100 эфирных элементов, которые построены на внешней коммуникации. И это не считая новостного потока. Поэтому продюсеров очень много. Только нашу программу с Костей Эггертом обслуживает редакторская группа из 3-4-х человек, плюс продюсер, плюс ведущий новостей. Получается 6 специалистов работает, чтобы мы могли 1 раз в неделю в пятницу вести нашу программу».
***
Несмотря на то что «Коммерсантъ FM», Business FM и Comedy Radio представляют разные направления разговорного радио, в пикировке между участниками дискуссии чувствовалась профессиональная гордость именно за свой продукт и легкая ирония по отношению к успеху коллег в том или ином вопросе. Даже порядок выступления имел значение: «Мы на разогреве у Comedy», - шутили представители «Коммерсанта», выступая первыми. Впрочем, такое чуткое отношение к достижениям конкурентов, всегда являлось особенностью радиосообщества.
Радиоведущие.ру с любопытством наблюдали за тем, как на реплики спикеров реагировали руководители других медиахолдингов. Они слушали то с особым вниманием, то охладевали к происходящему, скрывая за реакцией истинное отношение к обсуждаемой теме.
И хотя в заключение круглого стола вопросов было задано не так много, именно разговор, темой которого стало разговорное радио, вызывал самый серьёзный интерес у участников Международной конференции РАР - аудиозапись круглого стола.
Текст и фото Алексей Зверев
Перепечатка запрещена.
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |