Алексей Мануйлов: "У ведущих нет возраста, только пол!"
Бессменный ведущий Euro Hit Top 40 на Европе Плюс рассказал о своей карьере на радио
Среди талантливых радиоведущих обладатели энергичных живых голосов ценятся особо. Голос с драйвом* легко запоминается и часто является фирменной звуковой карточкой, частью бренда радиостанции. Это настоящая находка для акционеров и продюсеров. Мы встретились с одним из таких персонажей, манере которого подражают молодые диджеи и целые радиостанции. На вопросы Радиоведущие.ру отвечает «ум, честь и совесть» Европы Плюс Алексей Мануйлов.
- Как давно вы работаете на радио? Как вы попали в эфир?
На радио я пришёл по объявлению в 1991 году, когда только начиналась эра коммерческого музыкального радиовещания. Первой радиостанцией для меня стало М-Радио. Я пришёл туда, когда учился в МГТУ им. Баумана.
Я с детства увлекался музыкой. Кассеты, пластинки, студии звукозаписи – это манило меня с ранних лет. Когда зазвучали первые музыкальные радиостанции – сначала Европа Плюс, а потом М-Радио – это был прорыв, открытие. Рухнул музыкальный «железный занавес»: в диапазоне УКВ, в качественном варианте можно было услышать любимую музыку, бесплатно. Это стало настоящей революцией.
Как настоящий меломан, я сразу же «подсел» на радио. Больше всего я тяготел к М-Радио, там звучало больше дэнс музыки.
Однажды я что-то чертил и услышал объявление: «Если хотите попробовать свои силы на радио – звоните». В качестве кого приглашали, не уточнялось. Я набрал номер телефона, поговорил с помощницей программного директора, меня пригласили приехать. Видимо, понравился тембр голоса. Потом меня поставили перед фактом, что я буду работать в эфире.
Честно говоря, я никогда не ставил своей целью быть ведущим, я больше тяготел к миру музыки, хотел быть ближе к шоу-бизнесу, был готов подносить пластинки. Отступать было некуда, я понимал, что упустить свой шанс нельзя, иначе эта сказка, эти горы пластинок и дисков, будут мне недоступны. Так я стал вникать в эту профессию, втягиваться, получать удовольствие от работы в эфире.
С 1991 года я работал на М-радио. С 1992 по 1995 годы был в эфире Радио 7. С 1995 года началась Европа Плюс. Честно говоря, я никогда не зацикливаюсь на датах, никогда не считаю, сколько лет и где я проработал. Для меня ключевое правило радио спроецировано и на мои жизненные принципы – радио не живёт прошлым. И я не оглядываюсь назад. Я живу настоящим и, может быть, чуть-чуть будущим.
- Сколько лет выходит в эфир Euro Hit Top 40 на Европе Плюс?
Он стартовал в 1998 году, тогда я уже три года проработал на Европе Плюс. Я был первым ведущим хит-парада, я помню, как мы его запускали, спорили, думали над структурой. На протяжении всех этих лет суть чарта остаётся неизменной – два часа, 40 позиций. Меняются рубрики, что-то уходит, что-то возвращается.
- На что вы ориентировались, когда создавали хит-парад?
Мы идём по давно проторенной дорожке наших западных коллег. Какие-то общие принципы построения чарта едины для радиостанций всего мира. Это может быть Топ-20, Топ-100, мы используем Топ-40 – число песен, которое чаще всего фигурирует в радийных хит-парадах.
Другое дело в наполнении чарта. У каждой станций к этому свой подход. Кто-то делает интервью, приглашает гостей в чарт. Кто-то акцентирует внимание на рубриках. Кому-то интереснее оставить музыку нон-стоп. Каждая станция решает это индивидуально, в зависимости от стратегии своего развития.
- В чём секрет хорошего чарта по версии Алексея Мануйлова?
Секрет в той музыке, которая звучит на радиостанции в целом. Если ты попал с музыкальным контентом в свою целевую аудиторию, у тебя будет и рейтинг высокий, и бизнес радийный будет правильно развиваться.
Слушатель не будет включать радиостанцию, если ему не нравится музыка. Хорошие рейтинги показывают те станции, которые успешны, на которых работают профессионалы, которые угадали с музыкальным контентом.
Ведущий чарта должен выстроить хит-парад так, чтобы это не была музыкальная шарманка, чтобы это перекликалось с какими-то музыкальными рубриками и интервью, чтобы был музыкальный нон-стоп. Кроме ведущего в чарте должна быть интрига, обратная связь, интерактив, какие-то розыгрыши, общение с аудиторией, голосование на сайте.
Каждый слушатель считает, что его любимая песня должна нравиться всем и быть лидером хит-парада. Все думают, если нравится мне, то нравится и большинству, но это не так. Очень интересно наблюдать со стороны за тем, как кипят страсти вокруг хит-парада. Если этого не будет, если люди будут равнодушны, тогда нужно бить тревогу.
- Вы более 20 лет работаете в линейном эфире. Что вас вдохновляет на это? Почему вы не делаете своё шоу?
Понимаете, радио для меня – это большое удовольствие. Не важно, в каком сегменте работаешь – в «линейке» или спецпрограмме. Если ты получаешь удовольствие от того, как придумал подводку, смикшировал треки или провёл интерактив, то, значит, все в порядке! Значит, работа в радость, и ты на своем месте. А это, убежден, главное в нашем деле!
Сказать спасибо автору статьи!
- Чему вы в первую очередь учите ребят в школе радио? Как вы считаете, что является самым главным для радиоведущего?
Первое, что я говорю своим студентам: «Надеюсь, что в процессе нашего общения вы полюбите радио и захотите работать в эфире так же, как я когда-то захотел».
Я стараюсь передать свой опыт, какие-то навыки, показать, что радио гораздо сложнее, чем может показаться со стороны. Когда мои студенты погружаются в обучение, они понимают, насколько многогранной является эта профессия. Нужно что-то креативить, уметь общаться, слышать музыку, быть в курсе происходящего в музыкальном мире.
- Вы сами открыли драйв в вашем голосе, который является вашей визитной карточкой или кто-то вам подсказал?
Сама музыка стимулирует и даёт мне энергетику, заряжает меня. Драйв – это не восторженный критинизм в голосе или ураганный темп речи. Это прежде всего энергетика. Наличие драйва в голосе не зависит от формата радиостанции. Если в голосе нет заряда, нет соответствующего посыла и подачи, тебя просто не услышат.
- Вы известный диджей на радио, почему вы держитесь в стороне от светской жизни?
Помимо работы на радио у меня есть и другие проекты проекты. Я уверен, что нужно заниматься чем-то ещё, чтобы не замылился глаз, чтобы из одной творческой профессии ты что-то привносил в другую.
Сейчас, например, львиную долю времени занимает общение со студентами. Я обычно ухожу на работу в 11 часов и возвращаюсь ближе к полуночи. Поэтому пока что-то не до «светской» жизни
- Чувствуете ли вы, что молодёжь подпирает или «старая гвардия» радиоведущих по-прежнему в цене?
Думаю, этот вопрос нужно задавать моим непосредственным начальникам. Я прихожу в свой сегмент. Для меня главное, чтобы моя работа была сделала на высоком уровне, с хорошим зарядом энергии, интересным контентом, чтобы я был на высоте и не снижал планку.
Я отдаю себе отчёт, что в нашем мире конкуренция очень высока, много и станций, и ведущих. Поводов расслабиться нет.
- Как вы относитесь к идее уйти на пенсию, будучи диджеем? Думали ли вы об этом?
Я не обращаю никакого внимания на свой возраст. Может, кто-то на этом зациклен, но я не из тех людей. Я получаю удовольствие от того, что происходит со мной и с радиостанцией, на которой я работаю. Я развиваюсь вместе с Европой Плюс.
Уверен, если получаешь кайф от эфирного процесса, тогда ты на своём месте. Кстати, определение «легенда радио» я не люблю. Вот когда уйдёшь из радиобизнеса, тогда и будешь называться легендой. А сейчас только кайф от музыки, от эфира от атмосферы, которую создает радио №1 в России «Европа Плюс».
Радиоведущие.ру
Фото предоставлено пресс-службой радиостанции Европа Плюс
Перепечатка возможна только с разрешения авторов
*Драйв – особая манера речи радиоведущего, отличительной особенностью которой являются: выпуклость гласных, четкость согласных, беглость, рваный ритм, богатый спектр интонаций, уместность пауз. Яркие примеры – Алексей Мануйлов (Европа Плюс), Александр Нуждин (Rock FM), Василий Стрельников (Радио «Маяк»), Семен Зверев (Эльдорадио) и другие.
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |