Джедаи
Михаил Козырев, генеральный продюсер станций «Наше радио» и «Ультра»:
Разные радиостанции применяют в своей работе различные стандарты и требования к работе своих эфирных сотрудников. Порой эти стандарты могут быть диаметрально противоположными. Есть, конечно, много общих правил, например, грамотность и постановка ударения, однако и они порой не являются абсолютом (вспомните хотя бы блестящие неправильные ударения Риты Митрофановой или стилизованный «периферийный» акцент в розыгрышах Оли Максимовой). Как в любой творческой профессии, в ведении эфира много всяких щекотливых нюансов и индивидуальных особенностей. Кроме того, специфика ведения определяется музыкальным форматом. Поэтому для этой профессии очень сложно сформулировать какие-то четкие и жесткие критерии мастерства.
По этой причине я до сих пор стараюсь не браться за предлагаемые программы обучения будущих эфирных диджеев. Я знаю, что если изначально в человеке нет природного таланта, дара, если нет «искры», то никакого огня в нем не раздуешь, сколько теоретических знаний в него не вкладывай.
Карьера диджея – тяжелый путь. Рынок очень невелик, конкуренция жесткая, а перед глазами проходят десятки разбившихся о камни судеб людей, которые не достигли успеха потому, что неправильно себя оценивали. Тем не менее, если у человека есть некая глубинная уверенность в своем уникальном таланте, то стоит расширять кругозор, наслаждаться жизнью и изучать разные ее аспекты: фильмы, книги, клубы, путешествия, новые впечатления. Очень помогает ведение индивидуального дневника, это учит систематизировать мысли, равно как и любой писательский труд – эссе, рассказы, критические заметки, все это очень полезно. Еще один важный момент - ощущение формата. Диджей, вещающий на «Димамит-FM», мягко говоря, неорганично будет слушаться на «Радио 7 на семи холмах».
Что касается соответствия российских диджеев западным стандартам, я думаю, что во всем мире таких стандартов нет, точно так же, как и в других жанрах искусства. К сожалению, в начале 90-х годов в России была создана манера ведения эфира, очень далёкая от западной. Мы долго не могли от нее отделаться, это происходит только сейчас. То, что звучит в эфире в настоящий момент, адекватно отвечает происходящему в жизни. Я думаю, что с этой точки зрения и здесь, и на западе работают профессиональные люди. А на «Ультре» диджеев нет потому, что само их отсутствие является «фишкой», это совершенно сознательный ход, и слушателям это нравится.
Юрий Костин, генеральный менеджер радио «Энергия»:
Решение о наборе диджеев на «Энергию» было принято давно, поскольку в России станция без диджеев, на мой взгляд, не имеет собственной души, она не должна быть полностью автоматизированной. Сейчас «Энергию» слушают не потому, что там нет диджеев, а потому, что критерии отбора музыкального материала очень высоки. Наличие грамотных и интересных личностей - весомый козырь в соревновании с конкурентами. Музыку можно купить, скачать, записать, сделать подборку и слушать только то, что нравится только тебе. Однако периодически у слушателя возникает желание общения, которое отчасти может быть удовлетворено благодаря радио.
Мы пойдем по такому пути, когда каждый, кто представляет радиостанцию в эфире, будет воспринимается не в качестве «говорящей головы», но интересной личности. Диджей-робот - это не совсем правильно. Радиостанции с идентичной манерой ведения программ становятся похожими друг на друга, напоминая сеть ресторанов «Макдоналдс». Хотелось бы, чтобы на «Энергии», претендующей на звание станции с европейским звучанием, диджеи обладали богатым внутренним миром, и чтобы это было заметно. А так же, как это ни банально звучит, хорошим знанием русского языка, образованием, способностью правильно и внятно произносить название песен и не учить жизни аудиторию. Говоря это, я учитываю, что наша станция ориентирована на женщин, которые более критично оценивают то, что слышат.
Многих людей очень раздражает, когда диджеи, в большинстве своем довольно молодые люди, пытаются давать наставления. Особенно неприятно, на мой взгляд, когда они комментируют качество музыки. Ирония в этом случае возможна, но пошлости и цинизма, откровенных выпадов в отношении музыкального материала допускать нельзя.
Кроме того, я против появления радиоведущих на телеэкране, потому что диджей должен быть загадкой, такой же, как герой книги, которого каждый читатель представляет по-своему. Мне кажется, что если широкая аудитория видит ведущего радиостанции, исчезает некая тайна, заключенная в радио.
Андрей Бубукин, директор регионального вещания «Авторадио».
(из лекции, прочитанной на семинаре ФНР):
Как это ни больно и обидно для диджеев, но они являются элементом радиопрограммы, таким же, как джинглы, заставки, музыка и т.д. При этом чем меньше ди-джей проявляет себя в эфире как яркая личность, тем больше от этого, как это ни странно, выигрывает станция. Причина проста: личность, яркий персонаж не предназначен для работы на широкую аудиторию, на которую претендую большинство станций. Яркость ди-джейского таланта делит аудиторию пополам - часть публики его боготворит, часть терпеть не может, и в момент его эфира переключается на другие станции. С точки зрения коммерческого радиовещания это невыгодно. Вообще талант, к сожалению, очень редко совместим с ожиданиями широкой аудитории, вкусы которой, зачастую, весьма невзыскательны. Это легко увидеть, если, используя исследования радиоаудитории компаний Gallup и КОМКОН, взять график, в котором содержится анализ динамики аудитории по 15-тиминуткам эфира. Если я не ошибаюсь, там приведены определенные коэффициенты, отражающие количество аудитории по отрезкам эфира. Скажем, с десяти утра до пяти вечера коэффициент располагается следующим образом 2; 2,5; 3; 4;5; 5; 4; 3; 2,5;. Обычно такая тенденция имеет место на всех радиостанциях. И если в этот момент на какой-то станции работает яркий талантливый диджей, можно наблюдать такой расклад: 3; 4; 5; 2,5; 4; 3. Иными словами, в том время, пока работает этот человек, наблюдается определенный «провал» аудитории. Сразу оговорюсь: бывают исключения, но они лишь подтверждают общее правило.
Энциклопедический пример - Ксения Стриж периода работы на «Европе плюс». Я искренне люблю эту чудесную женщину и считаю ее одной из самых талантливых личностей на российском музыкальном коммерческом радио. Она виртуозно может, играя словами, находить определенные ассоциации и раскручивать мысль в стиле «кстати, о птичках». Первые проведенные в Москве в середине 90-х годов прошлого века исследования показали, что во время ее эфира половина аудитории радиостанции просто «выключалась», и не могла ее слушать, в то время как вторая половина визжала от восторга. Похожая история с падением аудитории была у Юлии Михайловой (сегодня ген. директор «Love radio»), когда она работала диджеем на «Европе плюс». Во время ее работы аудитория незначительно сокращалась, хотя на других радиостанциях, работающих на ту же целевую аудиторию, в это время подобной тенденции не наблюдалось. Ди-джей «Радио 101» Кирилл Кальян также не избежал подобной судьбы. Настоящим талантам сегодня очень трудно работать в эфире и завоевывать популярность аудитории.
В Париже есть Радио «NRJ», ныне занимающее одно из ведущих мест во Франции. В первой половине 90-х годов прошлого века его рейтинг стал падать. Исследователи связывали это, в том числе, с обилием болтовни диджеев в эфире. Для того, чтобы выровнять положение, руководство станции уволило 90% всех сотрудников и набрало новую команду. Самым популярным среди новых диджеев стал… Месье Силянс – господин «Тишина», как его прозвали слушатели. Этот человек «открывал» микрофон крайне редко, говорил коротко, но позитивно. В его смену аудитория станции была максимальной. «NRJ» быстро вернула утраченные позиции.
Каким все же должен быть диджей на радио формата AС? Теплым, дружелюбным, улыбающимся, открытым, не навязывающим свою личность, уважающим своего слушателя, не высказывающим своего мнения, своих оценок тем или иным событиям. Он, в первую очередь, репортер, констатирующий факт: «На улице яркое солнце, весна пришла… Сейчас прозвучит любимая вами песня (он действительно знает, что она любимая по результатам музыкальных исследований)… На улице минус пять» и т.д. Психологи установили, что человек воспринимает только 14% информации по вербальному каналу, остальное он чувствует через интонацию, тембр голоса, наличие в нем тех или иных ноток (радость, гнев, раздражение, нежность и т.д.) А оценки, лживость, наигранность, «звездность», естественно, звучат не только в словах.
Мне кажется, что сегодня, учитывая дефицит действительно тонких талантливых эфирных персонажей, которые готовы принять свое назначение в качестве элемента эфира, можно сократить количество диджеев и выводить в эфир только двоих – утром и вечером, а днем «гонять» программу в автомате. Станция от этого только выиграет. Естественно, при этом потребуется все мастерство музыкального редактора, способного «раскрасить» такую программу красивыми джинглами, и другими музыкальными и немузыкальными элементами эфира. Голосов журналистов в пределах выпусков новостей, артистов в рекламных роликах и лайнерах со слоганами станции вполне достаточно. В формате CHR можно вообще оставить ди-джеев только на спецпрограммах, не давая даже новостей, потому что, как говорят наши американские коллеги, «дети новостей не любят», а формат CHR рассчитан в первую очередь на целевую аудиторию 14 лет - 21 год.
Источник R2R, №2, май 2003. www.radiotoradio.ru (сайт закрыт)
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |
НА САЙТЕ
ПОИСК ПО САЙТУ
ЛУЧШИЕ ФОТО
События дня
ВХОД
ШУТКА ДНЯ
ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ
Главные темы
САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ