Легенды российского радио - Алла Волгина
Диджей на радио, чей приятный голос многие помнят и любят.
Она была среди тех, кто в 90-е познакомил нашу страну с музыкальным радио. Мы продолжаем встречи с российскими радиоведущими, благодаря которым профессия стала престижной и популярной. Сегодня с нами обладательница голоса, который долгое время ассоциировался с радио «Европа Плюс», а в нулевых с «Ретро ФМ», – Алла Волгина.
Алла, спасибо, что согласилась встретиться с нами. Когда и как ты пришла на радио? Где ты работала?
- Во всем виноваты дикторы центрального телевидения. (смеется) Лет в семь я влюбилась в эту профессию, глядя на красивых женщин с глубокими голосами по телевизору. Много читала в школе, выступала на конкурсах чтецов и мечтала попасть туда, к небожителям, которые читают программу телепередач.
Я не знала, где этому учат, и осуществила другую мечту – учиться в МГУ. Пошла на психологический факультет из-за склонности к самопознанию. По-русски к самокопанию. (смеется) Когда была на последнем курсе, на факультет пришел преподаватель «Института повышения квалификации работников Гостелерадио» и рассказал о наборе на первый в стране коммерческий курс телерадиоведущих.
Судьба, не иначе. Я оказалась в числе первых студентов. Из того набора, кстати, вышла и Екатерина Андреева. У нас преподавали корифеи Игорь Кириллов и Илья Прудовский. Практику мы проходили в дикторском отделе и на «Орбитах». Случилось! Я читала в эфире программу передач! (смеется)
А радио-то где?
- Скоро появится. (смеется) Илья Ефимович настоятельно мне рекомендовал работу на радио. Но, я тогда штурмовала телевидение и стажировалась в программе «Утро» на первом канале.
Домой нас после эфиров на «Орбиты» ночью развозили машины Телецентра. Нам было по пути с Михаилом Гинзбургом, он был ведущим на открывшейся тогда «Европе плюс Москва». Мы болтали в дороге, шутили и слушали Женни Шаден. Для меня вообще это был культурный шок. (смеется) Передо мной как будто открылся портал, через который я катапультировалась из программы передач отдела дикторов в пространство эфирной свободы!
Михаил мне как-то сказал, что на «Европе плюс» открыт конкурс радиоведущих, и надо обязательно попробовать, потому как у меня есть чувство юмора и общительность. Ну, и голос, конечно. Он отвел меня к Андрею Бубукину, а сам через несколько дней уволился и перешел на радио «Максимум». Опять судьба, потому что место освободилось.
Помню, что Андрей Бубукин и Юрий Аксюта посмотрели и послушали около 400 претендентов и взяли после трёх творческих туров Романа Олегова, Татьяну Кильбург, Лену Самарину и меня. Вот так я вошла в профессию, которая тогда только появилась. Вначале 1992 года я стала диджеем на радиостанции, которую слушала и обожала вся страна.
Кто был твоим наставником? Чья работа в эфире у тебя вызывала восхищение?
- Технику работы в эфире обозначили французы, она соблюдались неукоснительно. При этом наши российские наставники - Аксюта и Бубукин - предоставляли нам полную творческую свободу. Я с удовольствием слушала эфиры коллег. На «Европе» Ксению Стриж и Женни Шаден, на «Максимуме» — «Жаворонков». И постепенно училась быть собой в эфире.
Где еще удалось поработать?
- Были и другие радиостанции и телевизионные каналы в моей жизни. Работала в творческой лаборатории «Открытый проект» на ТВЦ, на «НТВ плюс Музыка», на радиостанциях «Ретро ФМ» и «Моя семья». Удалось попробовать себя в разных жанрах: линейный эфир, программы по заявкам, авторские программы и вечернее шоу.
Я многому научилась у радио. А удовольствие от общения со слушателями в прямом эфире на музыкальной радиостанции забыть невозможно! Но административную карьеру на радио я делать не стремилась. Никогда не представляла себя каким-нибудь начальником на радиостанции.
В смысл работы диджея на радио по мнению Аллы Волгиной?
- Работа радиоведущего – эмоциональная вспышка. Короткая, мимолетная, но запоминающаяся. «Не думай о секундах свысока» — это про радиоведущих! (смеется)
Диджей – персона сопровождения музыки и слушателя. Это как инь, янь и дзен, которые меняются местами и перетекают друг в друга. Если выпирает что-то одно, теряется другое и упускается из виду третье. Балансирование, жонглирование, управление музыкой, слушателем, своим участием и создает атмосферу в эфире.
Мы любим радио за то, что создает атмосферу, которая сопровождает нашу жизнь. Дни рождения, праздники, свадьбы и тяжелые времена люди переживают под музыку своего настроения. А музыку оживляет радиоведущий. Мы сопричастны мгновениям счастья в жизни своих современников, а это большая честь.
Какие качества и способности ты считаешь принципиальными для радиоведущего?
Диджей на радио - профессия синтетическая: сам себе режиссер, автор, ведущий, актер, техник-смотритель за аппаратурой и далее везде. Хорошо бы ему быть грамотным, с запоминающимся голосом, с большим словарным запасом, без диалекта и дефектов дикции. Это очевидно.
А из того, что трудно определить, не научить - способность быть собой, отстаивать свою индивидуальность и быть подвижным умственно и эмоционально. Мы и так работаем годами на одном и том же музыкальном материале, и если еще и диджей сыплет интонационными шаблонами и словарными штампами, это наносит урон профессии. Из-за этого люди и стали пренебрежительно относиться к профессии диджея.
Сидит какой-то разухабистый болван и наяривает дурным голосом мантру про хорошее настроение, что не покинет больше вас... Чтобы резонировать со слушателями, надо быть разным в эфире, меняющимся, адекватным времени и пространству.
Как ты оцениваешь вклад диджеев в стоимость конечного продукта радиостанции?
- Вклад ведущего в конечный продукт, который доходит до слушателя, огромен и не всегда оценивается достойно. Приоритет имеют менеджеры, которые радио продают. Таковы наши российские реалии в любой сфере - продавец ценится больше творца. Пока!
Диджей на радио работает собой! Это его энергия заражает, заряжает или отталкивает аудиторию. Его комментарии могут убить песню или дать возможность прослушать её как в первый раз. От него зависит, на какой частоте проведет время слушатель, «зависнет» на полчаса, час или пройдет мимо и будет переключать каналы.
Чем ты занимаешься сейчас?
- Жизнь я меряю не годами, а событиями. Поэтому у меня несколько образований и профессий. Мне многое интересно. Когда радио исчезло с моего горизонта, я решила всё поменять: место жительство, образ жизни, окружение.
Теперь живу в своем доме, занимаюсь садом, огородом и операциями с недвижимостью. Это оказалось увлекательно! (смеется) Были случаи, когда на сделках меня узнавали и брали автографы. Может быть, радио еще возникнет в моей жизни, а пока добро пожаловать в «Бюро недвижимости Аллы Волгиной».
Беседовал Алексей Зверев
Перепечатка запрещена.
Читайте также: Легенды российского радио - Маргарита Набокова
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |