Хороший диджей слышит себя, радиостанцию и слушателя
Эксклюзивное интервью Андрея Иванова интернет-изданию Радиоведущие.ру
Эксперт в области радиовещания, автор практического курса «Музыкальное программирование радиостанции» и программный директор «Радио ВДВ» Андрей Иванов рассказал о том, почему радиостанция «Милицейская волна» пропала из рейтингов TNS, и что должен обязательно уметь хороший диджей.
Радиоведущие.ру: Андрей, какие требования к программным специалистам предъявляют работодатели в современных условиях? Что они хотят от программных директоров?
Андрей Иванов: От программного директора всегда и везде хотят одного – высоких рейтингов. Это справедливо и логично. Беда начинается, когда твою работу начинают рассматривать взглядом, незамутнённым излишним профессионализмом, или, того хуже, безапелляционными указаниями пытаются удовлетворить музыкальные пристрастия жены, детей, друзей и их собак.
К огромному профессиональному счастью, в данный момент на «Радио ВДВ» я имею карт-бланш. При моём складе характера это очень стимулирует, хотя и ответственность большая. Если что-то не так, прятаться не за кого.
Вы бываете в регионах с семинарами. Чему с точки зрения профессии удалось научиться в провинции?
- С точки зрения профессии затрудняюсь ответить. Обычно как-то наоборот, учатся у меня. С точки зрения отношения к профессии – да, встречались такие фанатики радио, в самом лучшем смысле этого слова, что оставалось только удивляться, восхищаться и безмерно уважать.
Сказать спасибо автору статьи!
Какие функции вы бы добавили к современным программным комплексам для ротирования музыки?
- Готов дать денег на памятник человеку, который скрестит популярные программные и вещательные платформы. Понимаю, что вряд ли это случится. Стоимость такой разработки будет весьма высока, а шансы на окупаемость в нынешних условиях стремятся к нулю.
С другой стороны, за столько лет совместного использования мы уже научились скрещивать самые различные программные комплексы самыми неожиданными, порой весьма причудливыми, но всегда эффективными способами.
Когда приходят плохие рейтинги, что надо делать музыкальному редактору?
- Музыкальному редактору – продолжать работать с прежним усердием. Рейтинги – это головная боль программного директора.
Кстати, о рейтингах. Вы долгое время работали на МВ. Радиоведущие.ру узнали, что TNS не включает эту популярную радиостанцию в свои рейтинги. Как вы можете прокомментировать ситуацию? Куда TNS записывает голоса, отданные за МВ?
- Насколько мне известно, участие в рейтингах TNS стало платным. Даже размещение в них стоит денег. МВ платить отказалась. Что происходит с этими голосами, понятия не имею. Повторюсь, что отдельная радость и огромная помощь в работе с интернетом – это правдивая наглядная реальная статистика по количеству слушателей.
Мы заметили, что на большинстве радиостанций диджеи совсем перестали говорить о музыке и исполнителях. То есть музыкант и его творчество перестали быть смысловыми единицами для радио. Для станции важно только настроение, которое передает хит. Отыграли – сразу забыли. Отчего такая тенденция возникла, и что она означает?
- Она означает только одно. Руководствуясь простейшим стадным инстинктом, сделать «как у всех». Раньше все говорили только о музыке. Теперь никто не говорит о ней вовсе. На мой взгляд, логично рассказывать о музыке на станциях, ей посвящённых, следующих конкретному и достаточно узкому стилю/жанру. Это подходит для радиостанций формата рок, джаз, классика и т. п.
На широкоформатных станциях, допускающих смешение стилей и жанров, действительно, важнее настроение или, как сейчас принято говорить, главная эмоция. Наше «Радио ВДВ» относится ко второму типу.
Андрей Бубукин в интервью нашему изданию рассказал, что современному радиовещанию сейчас нужны хорошие диджеи. Чтобы позиционировать эфирное радио как живое, имеющее душу, ведь у потоковых сервисов нет ведущих. Как вы оцениваете подготовку современных диджеев и состояние профессии в целом?
- Диджеи нужны либо хорошие, что редкость и дорого, либо не нужны совсем. Это намного дешевле и технологичней. А с подготовкой беда. Может быть, это мой личный печальный опыт, но я бывал на нескольких выпускных экзаменах разных «школ» радиовещания. Горе!
Можете списать на брюзжание и олд скул, но, прежде чем импровизировать на любом инструменте, необходимо освоить школу игры на нём. Только после этого становится понятным, что талантливая «спонтанная» импровизация – это импровизация, хорошо подготовленная и тщательно удобренная многими литрами крови, пота и слёз. Труд и потраченное время.
Какие люди (образование, склад характера и т.д.) легче всего становятся диджеями на радио?
- Хорошие ведущие получаются из актёров. Да, у них случаются проблемы с «перестановкой» дыхания, потому что на сцене подача принципиально иная. Но это исправляется быстро.
Готовых с актерской точки зрения ведущих надо научить работать с написанным текстом, чтобы звучал спонтанно, и всё – клиент готов. Но актёру без филологических навыков всё-таки будет сложно.
Какой совет вы как опытный программный директор дали бы человеку, который хочет стать великим радиоведущим?
- Учитесь слышать. Во всех смыслах. Не просто слушать, а слышать: свою станцию, своего слушателя, самого себя.
Андрей Иванов – российский специалист по программированию музыкальных радиостанций, копирайтер, редактор, звукорежиссер. По образованию преподаватель фортепиано, концертмейстер. Работал в ВИА филармонии, ресторанах, выступал как диджей. В 1996 году пришел на радио. Первая радиостанция - «В Ялте Не Спать!». С 2000 года занимается программированием радио.
Работал на радиостанциях «Милицейская волна», радио «Балтика». Лауреат Премии Попова за лучшее оформление эфира в 2005 году. Автор брошюры «Музыкальное программирование радиостанций». Консультирует региональные радиостанции.
С текстом пособия «Музыкальное программирование радиостанций» ознакомиться на нашем сайте.
Связаться с Андреем Ивановым можно по адресу nikto/at/mail.ru
Алексей Зверев
Фото из личного архива Андрея Иванова
Перепечатка без разрешения автора запрещена
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |