Дмитрий Гордеев: Не бойтесь сумасшедших задумок
Дмитрий Гордеев рассказал о том, как работает Федеральная Школа Радио
Интервью с Дмитрием Гордеевым - креативныи и исполнительным директором Федеральной Школы Радио. В послужном списке Дмитрия большой опыт работы радиоведущим, продюсером и сотрудничество с радиостанциями «Эхо Москвы», «Милицейская волна», «Русское радио», «Европа Плюс», «Радио Попса», «ЮFM», «Мегаполис FM».
- Федеральная Школа Радио – это медиакомпания? Как вы определяете для себя это понятие?
«Поэт в России – больше, чем поэт» и Школа Радио – больше чем школа, и даже иногда, мне так кажется, чуть больше, чем радио! Потому что благодаря Федеральной Школе Радио, нашим кураторам и преподавателям, которые работают с 2011 года в городах России и за пределами нашей страны, эфир радиостанций значительно пополнился новыми именами, программами, форматами.
Сегодня ФШР – крупнейший в стране медиапроект, ежедневно работающий на благо индустрии радио, работающий с теми, кто хочет говорить и быть услышанным.
Удивительно, но факт. Когда-то будущие радиоведущие сидели часами у радиоприемников, записывали эфиры топовых ведущих на аудиокассеты, анализировали выходы, миксы. Сегодня у тех, кому интересно радио, есть возможность получать знания, перенимать навыки и получать ответы на свои вопросы из первых уст – от создателей радио, руководителей станций, продюсеров эфира, радиоведущих на занятиях, вебинарах и в кратчайшие сроки, ибо время на пороге 2019 года дорого как никогда.
Бесспорно, ФШР – это сильная профессиональная медиакомпания.
- Если оглянуться на 8-10 лет назад, какими вы помните себя и как пришли к тому делу, которым сейчас занимаетесь?
Мы всё те же – смелые, смеющиеся, реактивные. В постоянном поиске. Пожалуй, с момента нашей первой встречи с Екатериной Седовой (второй руководитель школы) в стеклянной студии радиостанции «Первое Популярное радио» мы понимали, что возникшую химию нужно использовать во благо.
Первыми результатами стали совместные рекламные проекты, они есть и сейчас, позже появилась Школа Радио. Идея не нова, но воплощение оказалось очень сложным – от создания команды сильных преподавателей в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Казани и других крупнейших регионах до поиска партнёров в городах с численностью населения 50 тысяч человек и менее. К слову, в таких местах часто вещают радиостанции, которые в первую очередь нуждаются в подготовленных по федеральным программам радиоведущих.
Далее, заручившись государственной поддержкой, мы стали Федеральной Школой Радио. Сегодня можно говорить и Международная, так как наши представительства есть в Республике Беларусь, в Казахстане, Азербайджане, Армении и других странах, где говорят в том числе и на русском языке.
- При том багаже опыта, что у вас есть сейчас, какой бы совет вы дали себе 10 лет назад? Почему?
Весь путь, который прошла ФШР, был планомерен и логичен. Были сложности с открытием некоторых представительств, сложности в выстраивании партнерских отношений.
Я помню, как буквально недавно, оказавшись в одной из кавказских республик, мы с моим помощником в прямом смысле слова еле выбрались из рук гостеприимных коллег – поили, кормили, песни пели, по городу возили, снова поили, снова кормили и не отпускали почти силой часов двенадцать, в итоге мы опоздали на единственный рейс из этой республики в Москву.
Совет себе? Не бойся собственных сумасшедших задумок, люби работу, люби радио.
- Какие достижения считаете главными?
Наша сила – в наших выпускниках. Мы ежедневно слышим отзывы от тех, кто когда-то пришел на кастинг, а сегодня звучит в эфире или работает в рекламном отделе радиостанции, кто записывает ролики или делает свой подкаст, кто улучшил ораторские навыки или даже получил премию Радиомания.
В этом году на сцене Крокус Сити Холла мы увидели Дениса Курочкина (утреннее шоу Love Radio), а в прошлом Виталика Мишуру (первый и бессменный ведущий Like FM). За несколько лет от мечты о радио до радийного Оскара – вот это результат!
- Какими видите перспективы развития проекта в ближайшие 3-5-10 лет?
Мы будем верны миру радио, медиа, музыки, творчества. В ближайшее время откроем при школе дополнительные профессиональные программы. Сейчас мы также развиваем Ораторскую мастерскую, Курс Инстаблогинга, которые, вероятно, позже будут включены в другой образовательный проект.
Основные позиции Федеральной Школы Радио останутся низменны – Радиоведущий и Ведущий новостей. Для взрослых и для детей. На мой взгляд, не должна Школа Радио учить телеведущих, давать уроки по проведению переговоров для бизнесменов и прочее.
- Как в компании реализуется общий вектор индустрии медиа на диджитализацию?
Если обратить внимание на исследования, которые проводились в 2018 году, то становится понятно – fm радио, то есть классический вариант прослушивания радио, доминирует при выборе аудиоресурса, например, в автомобиле. В Москве 83 процента слушателей радио выбирают FM.
Если говорить о профессии радиоведущий или ведущий информационных программ - она вряд ли будет подвержена глобальным изменениям в ближайшие годы.
Да, мы вводим для своих студентов занятия по созданию подкастов и даже собственных интернет-радиостанций, мы учим наших студентов работать с соцсетями и приложениями, даже стараемся сделать доступными московские и санкт-петербургские мастер-классы для наших региональных представительств путём внедрения цифровых технологий. В этих аспектах вектор на диджитализацию выдержан.
- Какие трансформации происходили с вашей компанией в связи с развитием?
Когда-то компания работала только на московский рынок и сотрудничала буквально с несколькими радиостанциями и рекламными агентствами. Помню одного из наших первых партнеров, это компания Новые решения.
Ее директор Дмитрий Борзов был впечатлён палитрой голосов ребят, которые обучались тогда 6-7 лет назад и буквально пачками приглашал студентов для озвучки рекламных роликов. Это нам тогда казалось, что 10-15 роликов в неделю – это пачками.
Сейчас, когда мы получаем заказы на озвучку 400-500 роликов для социальной рекламы и объявляем набор сразу 20-30 ребят из разных регионов, мы не так удивляемся, так как работаем в масштабе страны. Сегодня у нас есть отдел Региональных менеджеров, отдел Продюсеров, отдел Пиара и Рекламы – мы большая команда, которая работает в 11 часовых поясах.
- Какими навыками сегодня, на ваш взгляд, должны обладать радиоведущие? Нужна ли журналистика ведущим развлекательных радиостанций?
Конечно, всё зависит от формата, в котором вы работаете. Возьмём основные топовые блоки – Музыка и развлечения, Юмор, Новости, Аналитика, Информация. Если для того, чтобы заниматься созданием исторических и познавательных программ, программ о бизнесе и политике, вам необходимо профильное образование или сложившее экспертное мнение, то в случае с первыми блоками – нет.
Юмор – это талант, это умение подмечать, иронизировать, вызывать смех и улыбку. Имеет ли это отношение к журналистике? Мне сложно сказать однозначно. Способность создавать настроение, обыгрывать название песни, подбадривать человека, запоминаться ему – журналистика? Скорее, это харизма.
- Как формируется стратегия компании? Как часто она сверяется и вносятся коррективы?
Мы очень мобильны. Стратегия есть, она меняется постоянно. Сегодня мы планируем открыть представительство в Шымкенте, это Казахстан, но получаем срочную задачу по подготовке правительственного форума. Повестка обновляется регулярно.
- Какие векторы развития Федеральной Школы Радио вы видите для себя в перспективе 5-10 лет?
Мы с вами чуть раньше говорили о диджитализации. Любопытный факт – примерно треть москвичей сегодня пользуются подкастами и стримингом. Это молодая, образованная, обеспеченная аудитория. Одним из векторов развития не только в рамках проекта ФШР, но и вообще в индустрии, мы видим развитие подкастов.
Скажем, конференция Radiodays, ежегодно проходящая в Европе, уже выделила в отдельный блок тему подкастов. Причем это не блок в рамках Radiodays, это специальный Podcastday, он пройдет в Лондоне в июне 2019.
Одним из векторов я вижу развитие в России подкастов, интерес к которым есть уже давно, но до сих пор не каждый точно понимает, где вообще можно послушать, например, что-то об истории России. Кстати, рекомендую – на портале Радио Звезда программа Сто событий, которые изменили Россию.
- Что нового делает ваша компания? Что из этого востребовано аудиторией сейчас? В чем ваш прорыв?
Наша компания дает возможность пройти единый для всех городов курс очного обучения вне зависимости от того, где ты живешь. Ты можешь быть в небольшом городе в Республике Беларусь и даже там пройти кастинг в Школу Радио, далее получить знания и практику у руководителей и ведущих радиостанций твоего города. Я считаю, это главный прорыв.
Раньше желающий попасть на радио сидел и думал: «Как?!». Сейчас у него есть готовый инструмент, однако, напомню, учиться у нас можно только по результатам отбора. Не прошел кастинг один раз – приходи в другой, это нормальная практика.
Кстати, не секрет, что большинство ведущих, которые сегодня работают в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Киеве начинали свой путь в провинции. Да, там тоже есть радио! И да, там на радио попасть значительно проще, чем в Москве.
Именно поэтому сегодня пристальное внимание мы уделяем именно регионам. Оттуда же каждый наш студент или выпускник может совершенно бесплатно отправиться на один из молодежных форумов. Программа является совместной, ее реализуют ФШР и Росмолодежь.
Наш студент получает перелёт, проживание и питание на форуме, а также практику в эфире радиостанции, куда ежедневно приходят десятки известнейших личностей – политиков, музыкантов, спортсменов. Да, это круто!
- Если оглянуться назад, что изменилось в вас как в руководителях? Какие новые качества вы в себе отмечаете и от чего, пришлось отказаться?
Мы с Катей (Екатерина Седова) бросили курить, и мы много занимаемся спортом. Это дает силы для движения вперёд ежедневно! Мы стали более внимательными к мелочам. Стараемся больше планировать, общаться с коллегами и партнерами, чаще встречаться с представителями индустрии в том числе на международных форумах. Мы по-прежнему обожаем радио, много смеемся и вообще немного сумасшедшие.
Текст Александр Харитонов
Фото предоставлены ФШР
Публикация текста на сторонних ресурсах возможна только с разрешения редакции
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |