Цена успеха. Сколько получают на радио – 2
Почему радиоведущие в России не зарабатывают миллионы
Несколько лет назад Радиоведущие.ру поднимали деликатную тему материального благополучия ведущих коммерческих радиостанций. Надо сказать, статья «Сколько получают радиоведущие?» до сих пор является одним из самых посещаемых и цитируемых материалов на нашем ресурсе (85 тысяч просмотров). С учетом того, что о повышении зарплат во время затянувшегося финансового кризиса в России речи не идет, текст станет «вечнозеленым». Радует и не радует одновременно. Сегодня дополняем тему размышлениями о пользе радиоведущих в борьбе радио с digital.
Вознаграждения российских радиоведущих в ближайшее время вряд ли изменятся. Не стало бы хуже. Даже верхняя планка гонораров эфирных звезд на топовых станциях понизилась. Хотя в остальном изменения минимальны. От 40 до 100 тысяч рублей (звёзды от 100-150) в зависимости от места станции в столичном рейтинге. Таблица в первой части. Зарплаты на региональных радиостанциях ниже на порядок. Да, именно на порядок.
В Москву, в Москву...
Так как Москва самый большой отечественный рекламный рынок, она была и будет финансово привлекательна для профессионалов радио из регионов. Закон столичного рынка работает во всех странах. Однако, если ситуацию рассмотреть подробно, учитывать не только профессиональный и материальный интерес, но и реальную жизнь (жилье, транспорт, семья, дети), переезд в столицу выглядит не таким простым, как иногда кажется.
Меньше груз – больше шансов, как в фильме «Мне бы в небо». Только мобильность, молодость, отсутствие багажа обязательств, табора родственников, задор и жизненные силы позволяют опытному региональному радиоведущему легко начать карьеру в Москве с нуля. Зарплата даже в 40-45 тысяч рублей (по данным hh.ru) на столичных станциях с невысоким рейтингом приемлема на первых порах. В некоторых случаях за вычетом расходов на съем комнаты (15 тысяч рублей) она будет даже выше региональных вознаграждений.
Дальнейший рост – дело случая, способностей, терпения и умения оказаться в нужное время в нужном месте. Радиоведущие.ру считают, что переход на столичный рынок из провинции, гораздо комфортнее, если диджей, ведущий новостей уже персоналити или участник известного регионального шоу. В этом случае материальная сторона переезда выглядит куда более комфортно. Другими словами, звездой надо стать «до того, как» и желательно вырасти как эфирный талант на родной земле. В этом случае есть шанс попасть на станцию топ-10 без многолетних предисловий.
Средняя температура по больнице
С тех пор, как в российском радиовещании доминировал зарубежный бизнес прошло много времени. Инвестиции иностранных компаний плавно, но уверенно сокращались с начала века. Одной из первых активы в России распродала американская Metromedia International Group, Inc.
Когда в 2014 году были внесены изменения в законодательство, не позволяющие иностранцам владеть более чем 20 процентами уставного капитала российских медиа, фирмачи были практически вытеснены из акционеров и руководства. Теперь наши СМИ редко представляют интерес для заграничных инвесторов. В советах директоров иностранная речь почти не звучит.
Казалось бы, этот процесс, радующий патриотически настроенную часть нашей страны, не имеет никакого отношения к зарплатам радиоведущих,. Мы говорили выше о том, что размер вознаграждения регулирует размер рынка. Всё верно! И, cудя по всему, деньги на рынке есть.
Вот цифры. Конечно, покупательская способность наших граждан не на самом высоком уровне, но объем рынка рекламы на радио уже в течение нескольких лет после памятного кризисного падения растет и составляет около 18 млрд. рублей (около половины этих денег согласно данным AKAР сконцентрированы в Москве и в сетях). Есть минимальный, но все-таки рост на крупных региональных рынках.
Однако вознаграждения на некоторых радиостанциях не менялись с начала века. С того момента, когда топ-менеджеры учитывали не только размеры рынка, но и самые высокие образцы коммерческого радиовещания в своих странах, его принципы и суть взаимоотношений радио со слушателями. Зарплата творческих работников, за которыми признавалась их уникальность и талант, зависела по большей части от прибыли компании. Точка отсчета – успех радиостанции на рынке! Радиоведущие получали сравнительно хорошие деньги, потому что акционеры понимали и щедро оплачивали их вклад в своё дело.
Отечественные бизнесмены и холдинги, которые теперь единолично владеют нашим эфирным богатством, многому научились у зарубежных коллег. Радиоведущие.ру не раз повторяли, что рывок российского коммерческого радиовещания всего за четверть века своего существования, просто уникален. Однако, принцип оплаты труда радиоведущих постепенно изменился. Отныне точка отсчета – средний уровень зарплаты на рынке труда региона. Это стало тенденцией по всей стране, включая Москву и Санкт-Петербург.
Средняя зарплата, конечно же, не прожиточный уровень, но в целом, признаемся честно, это верхний порог бедности. Особенно если учесть, что мигранты из Средней Азии работают за копейки и оказывают сильное влияние на среднюю планку вознаграждений в городах. То есть эфирная звезда находится именно на этом уровне. Чуть выше гастарбайтера. Не очень приятно это осознавать!
Кроме того, работа у микрофона - это только вершина айсберга, по которой судят о таланте радиоведущего. Главное - подготовка эфира. Но она остается за кадром. Хороший ведущий живет эфиром, но именно эту перманентную подготовку, которая при отсутствии продюсеров иногда занимают большую часть жизни и свободного времени, работодатели не хотят оплачивать. Ее как будто бы не существуют, она по умолчанию приобретается вместе с сотрудником.
Опишем сложившуюся ситуацию иначе. Единственный способ для радиоведущего (без подработки на стороне) поднять заработок до более менее приемлемого - увеличить нагрузку, браться за любую работу на радиостанции. Ведущий, продюсер, программный директор, копирайтер, сценарист, рекламный голос в одном флаконе - такая ситуация не удивляет давно. Но наградой служит доплата, а не сумма окладов.
Результат плачевный - сотрудники серьезно перерабатывают, страдают синдромом хронической усталости и очень быстро выгорают. Либо подработка, либо тщательная подготовка к эфиру. Подработка на стороне не дает возможности качественно готовится, а значит страдает в результате эфир. Это просто логика!
Этот гипертрофированно экономный подход при отсутствии альтернативных точек зрения на радиобизнес, создающих финансовую конкуренцию на рынке творческого персонала, привел к вымыванию большого количества талантливых людей из индустрии: с интересными голосами, светлыми головами и нестандартным мышлением. Если нет конкуренции зарплат внутри индустрии, есть вариант найти её в другом месте. При этом в дискурсе, связанном с поиском персонажей, постоянно звучит «не можем найти подходящего диджея», «в нашем городе сложно найти талантливого ведущего».
Очевидно, что не может высококлассный эфирный специалист, голос и мнение которого слышат (а теперь ещё и видят) тысячи, сотни тысяч, а иногда миллионы человек, получать зарплату на уровне неквалифицированного рабочего. Работа на радио требует развитой речевой компетенции, качественного образования, долголетнего труда и много чего ещё. Но реальность выглядит именно так.
При этом конкуренция между действующими радиоведущими за любую возможность дополнительной подработки, запредельная. А отступать современному горожанину некуда – ипотека, кредит, съемное жилье, семья, и мало кто из менеджеров помнит продолжение присказки Пабло Пикассо: «Незаменимых людей нет, но есть неповторимые».
Ставлю себя также на место человека, у которого возникло желание попасть в среду, где космические творческие требования, смутные перспективы, а вместо зарплаты возможность торговать собой на свадьбах, похоронах, юбилеях и корпоративах. Настойчиво идти в этом направлении может только человек с ярко выраженными ментальными проблемами.
Яйцо или курица
Коллизия работодателя и работника неизбежна, бесконечная игра в больше-меньше. Размышляя о финансовой жизни радиоведущих, заметим. Радиобизнес принадлежит акционерам. Радио – их ресурс, их актив, их собственность. А радиоведущие – наемные работники. Они хоть и свободные творцы, но трезво оценивают предоставленную им возможность блистать в эфире и увеличивать стоимость своего имени как бренда. Работа в обмен на паблисити и социальный капитал. Вспоминается анекдот про двух бизнесменов.
– Я своим сотрудникам денег не плачу, а они всё равно на работу ходят...
– А ты с них деньги бери!
Чтобы собственники не злоупотребляли тщеславием радиоведущих, важно помнить, на чем собственно основано желание творческого персонала радиостанций получать достойную (или приближенную к таковой) заработную плату. Про уникальность и талант мы говорили, но, как говорится, «хороший человек – не профессия». Что конкретно дают хорошие радиоведущие акционерам, и почему настоящий эфирный талант стоит дорого?
Персонаж шоу, радиоведущий – душа радио, человек, голос которого ассоциируются с брендом радиостанции, он непрерывно и разными способами общается со слушателями. От того, как он выполняет работу и реализует свои творческие способности, зависит качество продукта радиостанции.
Вызывающие восторг аудитории эфиры радиоведущего (работа рекламного голоса, ведущего новостей, ведущего шоу и других эфирных талантов) дают радиостанции внимание, время и лояльность радиослушателей, а также их количество и качество. Не это ли главные характеристики продукта, который продают менеджеры по рекламе? Они торгуют именно этим, а не просто форматом радиостанции.
К вопросу о «денег нет». Радио - уникальный продукт, основанный на эмоциях. Может «денег нет», потому что мы его продаем слишком дешево? О демпинге, низкой стоимости рекламы в регионах и эффективности продаж следует поговорить отдельно и не сейчас.
Третья сволочь
В конфликтах между людьми часто есть некая третья сторона, которая бывает настоящей причиной конфликта или напрямую получает от него выгоду. Такую позицию специалисты называют «третья сволочь».
Долгое время таким хитрым благополучателем от финансовых разногласий между радиоведущими и акционерами было телевидение, которое с лёгкостью перекупало таланты у радио и печатных СМИ, используя свои невероятные финансовые возможности.
Но теперь всем традиционным медиа одинаково сложно. Враг только один – digital. Digital постепенно прибирает к рукам все рекламные бюджеты. Это не только тормозит развитие, но и не позволяет платить больше талантам в любых медиа. В 2019 году объем рекламного рынка digital в России впервые превысит телевизионный и составит 210 млрд. рублей (прогноз MGroup).
Digital при помощи современных технологий и интернета знает о потребителях больше, чем они знают о себе. Прогресс со скальпелем в руках! Венец точных, успешных продаж! Кажется, что победить эту рафинированную «третью сволочь» уже невозможно. Но!
Цифровой маркетинг ещё не забрал у традиционных медиа главный козырь. Душу медиа – человека! Пока живой человек трудно встраивается в цифровые бизнес-процессы, есть возможность бороться с digital. Чем? Восторгом живого общения, онлайн вещанием, качественным контентом и продажами. Даже популярные сегодня медиастанции, например, Яндекс с встроенной Алисой внутри, это лишь суррогат жизни.
Люди верят людям!
Все победы традиционных СМИ основаны на коммуникации между людьми. До тех пор, пока они будут общаться с аудиторией языком живых талантливых людей, они будут иметь уникальное конкурентное преимущество. У них в обойме не mp3-файлы, не голограммы, не клоны, не аватары, а люди из плоти и крови.
Радиоведущие.ру верят, что медиа, использующие труд живых людей, все-таки имеют будущее. А значит отношения с сотрудниками, которые не позволяют оставлять в эфире лучших персонажей, надо срочно пересмотреть, договориться о правилах, цене труда и обновить эфир. Полезно, наконец, признать творческий персонал радиостанций важной частью бизнеса на уровне общественных и ремесленных объединений.
И уже даже не о кармане речь. Ради успеха любимого медиа. Просто ради успеха и выживания радиоведущих и работодателей. И Москве, и в провинции. Только таланты, только дорогие и лучшие люди в эфире! Увеличим конкурс при помощи денег, и они появятся в эфире. А некоторые просто вернутся на радио. Обязательно.
Перед глазами лежащая на боку печатная пресса... Когда роботы-ведущие научатся не только красиво выглядеть и говорить, но и беспрерывно шутить, как Жванецкий, вернемся к разговору. Надеемся, это произойдет не в нашей жизни.
Текст Радиоведущие.ру. Опубликовано 30.01.2019.
Полная перепечатка возможна только с разрешения редакции
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |