Захар: «Я никогда не был звонким мальчиком!»
Захар с «Авторадио» рассказал, что избавляет его от хандры
Персонаж «Авторадио» Захар живет не только насыщенной эфирной жизнью. Он семьянин, душа компании, шоумен, страстный болельщик, спортсмен. В общем, несмотря на добрые товарищеские отношения, договориться об интервью с Захаром (Михаилом Захаровым) было непросто. Выход нашли только один: будний день, два часа до эфира вечернего шоу «Мурзилки Live», кают-компания поющего трио.
- Захар, «Авторадио» месяц назад исполнилось 25 лет. Ты долгие годы один из лидеров радиостанции. Есть ли предел этому эфирному подвигу?
- В определенный момент мне показалось, что хватит. На два года я уходил из шоу, но как только появилась возможность вернуться назад, с удовольствием это сделал.
- Убегал от рутины?
- Не в этом дело. Там разные были причины. И рутина тут ни при чем, ведь, как ни крути, в нашем шоу всегда происходит что-то интересное, мы ж работаем с новостями. Радио – это очень эмоциональная история, поэтому сравнить её с работой токаря, фрезеровщика, сборщика на заводе нельзя.
И хотя я сторонник старорежимного радио - без интерактива, без вебкамер - сложно себя представить без этой невероятной движухи. В общем творческие каникулы пошли только на пользу.
- В шоу «Мурзилки» ты работаешь 17 лет. Кто у вас такой грамотный конфликтолог, который умудряется сохранить микроклимат и не дает вам переругаться?
- Все понемногу. Варин, Ипатова, Ломовой. Когда Варин ушел, вечная память, остались Ипатова и Ломовой. Понимаешь, они очень хорошо нас знают.
Тот же самый Варин знал, что раз в полгода со мной обязательно нужно поговорить по душам, может быть, даже выпить. Мы с ним были знакомы с МАИ, ещё до создания «Авторадио». Сан Саныч был комиссаром в нашем стройотряде.
В общем Варин знал, как только я начинал хандрить, меня надо позвать, открыть 0,7. Мы это дело «убирали», и я прекрасно заряжался как аккумулятор примерно на полгода. Если меня опять начинала хандра сжирать, - вызывалось, доставалось и наливалось.
Сейчас, понятное дело, никто не достает и не наливает, но по душам поговорить есть с кем. Хотя… если честно, я лукавлю, когда говорю, что не достает и не наливает (смеется).
- У коллег такой же алгоритм?
- Откуда мне знать. Это индивидуальная штука. К слову, у нас было ещё кое-что объединяющее. Мы, как шоу «Мурзилки», ездили по странам, городам и весям, хорошо банкетировали, вместе работали, вместе отдыхали, в боулинг играли и так далее. Сейчас таких поездок меньше, но тогда они очень были важны, работали как цемент.
А сегодня у нас и времени нет для скандалов, терок, передряг. Мы начинали, когда нам было, грубо говоря, по 25 лет, а сейчас под 50. Согласись, разные вещи. У нас семьи, дети, куча своих дел, мы видимся по сути только перед и во время эфира. И это, скорее, хорошо.
- В 90-х ты начинал соло, а потом ты стал частью большого коллектива. Как тебе вообще комфортней работать?
- Если ты про нашу легендарную программу «Второе дыхание». По большому счету мы и тогда сначала работали командой: Витя Приворотский, Марьяша Королёва, Саша Варин. Первое, что мы сделали, – собрали в одну программу только хиты, 4 часа бронебойной стали.
Мы вспомнили музыку, которая была у нас на кассетах. Но это сейчас всё просто, открыл интернет и информацию нашёл, а тогда это был колоссальный труд. Мы сортировали любимые песни, ранжировали, получился просто бомбический эфир.
- Не сохранилась запись?
- Пытаемся найти, но пока не получается. Там много было интересного. Например, у нас были чумовые заставки. Я притащил с дискотеки пульт «Электроника ПМ-01-стерео». И мы на трех кассетных магнитофонах записали обалденные джинглы.
У нас был эфир по субботам, а когда перешли на ежедневное вещание, работали по очереди. В рамках «Второго дыхания» появился «Домбайский вальс» - бардовские песни 60-80-х, «Старый добрый рок», «Старый добрый рок-н-ролл». А потом мне доверили возглавить весь этот проект.
Я ездил раз в месяц на Горбушку и привозил хоккейный баул дисков, которые покупал на 200 долларов США. На тачке ехал в ГДРЗ (Государственный дом радиовещания и звукозаписи) на Качалова – именно оттуда вещало «Авторадио» в то время. Мы прямо там слушали и сразу ставили в эфир.
- А как решение принимали, что будет звучать?
- Мы ставили музыку, на которой росли. Начало 90-х, 10 лет отматываешь назад, вспоминаешь старшие классы школы, первый курс, институтскую любовь, «первое хочу, первое нельзя».
Однажды мы сидели за столом с группой «Круиз», выпивали, и кто-то сказал Монину:
«Представляешь, я под вашего «Волчка» первый раз с девушкой переспал».
Смешно, но абсолютно точное попадание в то, к чему мы стремились. Чтобы каждая песня рождала такие позитивные, ностальгические эмоции.
Мы делали ставку на музыку, которую сами любили, музыку, под которую танцевали, музыку, которой дали «второе дыхание». В этот момент стало четко понятно, что такое «Второе дыхание».
Понятно, что у нас тогда не было таких технических возможностей, как сейчас, компьютеров, интернета. Но люди хотели слушать эту музыку. Хочешь песню такую, хочешь сякую, пятую, десятую, тридцать шестую.
Радиовещание в России было связано с эйфорией от свободы, что ты можешь почти всё в эфире. Мы ставили музыку и сами балдели.
- Проект «Дискотека 80-х» - это логичное продолжение «Второго дыхания?
- Да. Еще в рамках «Второго дыхания» по субботам программа шла «Танцевальная вечеринка», я её делал. И вот через много лет, Варин мне звонит и говорит, что есть идея дискотеки, что надо найти артистов, что вести должен Минаев.
Понятно дело, Минаев – символ 80-х, к тому же он очень часто работал в МАИ и был в Алуште - в спортлагере МАИ, и работал в кофейне МАИ. По нему вообще не было вопросов. В общем все взбодрились, всё сделали. «Дискотека 80-х» жива до сих пор.
- Ты прекрасно знаешь, что у тебя есть речевые особенности. Они тебе помогали, мешали?
- Мое «эс» никогда меня не парило вообще. Судя по тому, что я столько лет работаю на «Авторадио», это стало моей фишкой. Вот такой персонаж, с хриплым голосом, пьет и ругается матом. Пойди и поищи такого (смеется).
Да я никогда в жизни не был звонким мальчиком, никогда. Я же и дискотеки вел в разных местах, даже для бандитов – в начале 90-х много кто работал и для братвы. Никогда мне никто ничего не говорил на эту тему.
- Ты сказал, что Захар за «старорежимное радио». Как ты считаешь, вместе со всей этой автоматизацией, компьютерами, электроникой радио сильно потеряло или все-таки приобрело?
- Знаешь, всё так быстро изменилось. С одной стороны, работать стало очень удобно, коммуникация мгновенная, все технологические процессы ускорились в несколько раз. С другой, да, потерялся какой-то особый дух. Не скажу душа, именно дух. От ведущего сейчас мало что зависит, особенно если мы говорим про линейный эфир.
Ушла и некая творческая составляющая в плане музыки. Раньше, что на дискотеке, что на радио надо было попотеть, чтобы свести две разноплановые мелодии. Где-то свои слова, где-то джинглы вставишь. И народ визжал, когда ты делал микс технично, красиво. А сейчас из одного «бум-бум» переходишь в другой «бум-бум», убираешь низы и выводишь низы на другом. Всё, ни творческой, ни технической проблемы нет.
Плюс вебкамеры убили интригу. У слушателя раньше была возможность придумать себе образ любимого радиоведущего.
- У радио теперь нет монополии на музыку.
- А когда мы делали «Второе дыхание», у нас она была. Пусть не на новую, тут хватало и хватает конкурентов. А вот на старые записи, кассетные, - да.
Сложно такое сейчас представить, но ни одна из радиостанций не давала в эфире «Альфу», группы «Земляне», «Круиз», «Машина времени», «Динамик», «Диалог», Dschinghis Khan, Boney M, очень редко была АBBA и так далее. Ничего этого не было. Мы нишу заняли, нам прощалось всё, даже качество записи.
Мы гнали с кассет, гнали с бобин, пленок, которые в невероятном количестве находили в ГДРЗ. Спасибо за это Тане Зубовой и Диане Берлин. Мы музыку перегоняли на мини-диски, ставили в эфире.
- Ты с таким упоением рассказываешь про 90-е, а ты понимаешь, что пенсия не за горами, в принципе?
- Да. Но многие из тех, кого я считаю своими учителями, до сих пор не на пенсии. Талант не пропьешь, а голос не стареет. Да дело и не в голосе, дело в понимании процесса, знании, опыте, в интуиции. Всё это есть. Сейчас не бедствую, думаю, и на пенсии не пропаду.
- Ты на радио уже порядка 25 лет. Что-то хотелось поменять, поступить иначе?
- Да, я уже менял. Был программным директором «Спорт ФМ». Должность, портфель, просторный кабинет, стол для совещаний буквой «Т». Но потом я понял, что я не офисный работник. И сейчас я также считаю.
- Знаю, что многие работают на радио и не задумываются, как у них это получается. Ты анализировал в чём причины твоего успеха как радиоведущего?
- Когда «Мурзилки» задумывались, Олег Ломовой написал краткие описания наших образов. Брагин – веселый балагур, Гордеева – девочка-припевочка и Захар – футбольный болельщик, который вчера бурно отмечал поражение или победу команды, похмельный конферанс. Гол! (смеются)
И главное, что мы такие, какие есть в жизни. Нам и играть ничего не надо.
- За конкурентами следите?
- Ну, не без этого. Но это скорее руководители делают. Вообще много где работают профессиональные люди. Но обратите внимание формат девочка и два мальчика, один из которых, опытный, поживший, потоптавший землю, с надтреснутым голосом в России очень хорошо эксплуатируется: Вадим Воронов («Новое радио»), Александр Минаев («Ретро ФМ»), Антон Юрьев («Русское радио») и далее по списку.
Не будем выпячивать грудь и говорить, с кого это началось (смеется). Это ни в коем случае не укор. Просто, если это хорошо работает, почему не делать?
- Захар, переход «Мурзилок» в вечерний эфир изменил твою жизнь? Это не шутки 16 лет жить в одном режиме, а сейчас всё другое, темы, темп, рутина слушателя, уровень концентрации и так далее.
- Всё, что ты сказал, верно. Жизнь поменялась полностью. Я всё время боюсь опоздать, я всё время смотрю на часы. Утро свободное, да, ходишь в зал, бегаешь, плаваешь, сидишь в сауне и так далее, но постоянно нужно успеть к определенному часу домой, потому что четко понимаешь, когда тебе нужно пообедать, когда надо выйти из дома на работу. Мне даже кажется, что свободного времени сейчас стало гораздо меньше.
«Мурзилки» собираются минимум за 2 часа до начала шоу. Мы должны отследить, что произошло за сегодня в мире и стране, разучить песни, отрепетировать их и спеть вечером, потому что день фактически прошел.
«Утром в газете, вечером – в куплете!»
- По логике вещей и круг общения должен поменяться. Теперь ты не можешь ходить на хоккей и футбол, «отметить поражение или победу своей команды».
- Мало того, я не могу играть в футбол. В клубе выпускников МАИ мы играли в 6 вечера по понедельникам. А сейчас они играют, а мне очень обидно, что я не играю. Только по выходным.
- Как ты считаешь, каким будет «Авторадио» через 10 лет?
- Будет удивлять. Я думаю, оно будет таким же новым всегда, по крайней мере для меня. Вот год назад мы переехали в один офис, все радиостанции ГПМ Радио в одном месте. До сих пор хожу с людьми знакомлюсь (смеется).
Дай Бог, чтобы у наших руководителей не пропало желание обновляться и удивлять. Кто знает, может и «утро» и с «вечером» вновь местами поменяются (смеется).
Текст - А. Зверев
Фото - Захар, «Авторадио»
Перепечатка возможна только с разрешения редакции
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |