05.12.16 11:31
Главная » Статьи » ИНТЕРВЬЮ

Как сделать радиостанцию в интернете?

Андрей Бубукин рассказал о своих интернет-радиостанциях Radio Boo! и Radio i-Hit

На фото консультант по радиовещанию Андрей Бубукин

Интернет-радио и потоковые звуковые сервисы в интернете за последние годы стали привычными и посещаемыми ресурсами для любителей радио. Количество станций в сети в России и за рубежом исчисляется сотнями тысяч. Вместе с тем, профессионально радио в интернете делают единицы. Один таких из энтузиастов - наш старый знакомый Андрей Бубукин. Мы встретились с академиком РАР и поговорили о том, как сделать хорошее интернет-радио.


- Последняя наша встреча была в Мультимедиа Холдинге. Ты продюсировал Best FM и консультировал рекламный отдел. Андрей, чем ты сейчас занимаешься?

Продолжаю заниматься тем, что умею хорошо делать. В этом году переформатировал Радио Сигма в Новом Уренгое, оптимизировал эфир Радио Южная Волна в Астрахани. Кому интересно, что получилось, может послушать on line. Найти легко через любой российский поисковик.

Я обучаю персонал различных компаний, в первую очередь региональных. Кстати, не только в радиовещании, но и по другим направлениям. Например, веду тренинги продаж в самых различных областях человеческой деятельности, тренинги личной эффективности персонала.

Кроме этого продолжаю работать с интернет-радиовещанием: делаю в сети две радиостанции.

Собираю материал для новой книги или даже двух. Моя книга об основах программирования музыкального радио «Эфирные тайны» была написана в 2003 году. С тех пор много воды утекло. Изменился мир, на первые позиции стал выходить интернет. Считаю, что надо освежить понимание музыкального программирования, в том числе в интернете, и параллельно рассказать об особенностях продаж на радио. Как получится.

- Мы узнали, что ты создал свою вторую интернет-радиостанцию. Что это за проект?

Это новый проект Radio i-Hit. Название говорит само за себя. Это интернет-радиостанция Топ-100 практически в чистом виде. Песни в эфире – самые горячие англоязычные хиты сегодняшнего дня в формате CHR pop dynamic или по-русски  современное динамичное хитовое поп-радио.

Это радио мне помогли запустить питерская компания «Тракт», которая любезно предоставила своё профессиональное программное обеспечение, состоящее из знакомых многим 4-х модулей: эфирный модуль  Джинн, генератор плей-листов МАГ, так называемый ДДБ-агент (софт, который связывает программу радио воедино и передает её в эфир) и эфирный аудиопроцессор, позволяющий выравнивать звук на выходе и делать его более насыщенным.

Кроме этого в рамках данного проекта я  сотрудничаю с компанией M10M из Санкт-Петербурга, которая на данный момент помогла мне записать джинглы и предоставила сервер для хостинга.

- Для какой аудитории ты делаешь радио? В чем его преимущества перед традиционными радиостанциями?

Мои две радиостанции Radio Boo! (Радио Буу!) и Radio i-Hit (Радио ай-Хит) рассчитаны на разные целевые аудитории.

Радио Буу! – это современная радиостанция в формате поп-рок. Её целевая аудитория – в основном мужчины за 30 лет, хотя женская аудитория, конечно, тоже есть.

Радио ай-Хит – это 100% Топ-100. Его аудитория – молодые люди до 30 лет как мужчины, так и женщины.

Сказать спасибо автору статьи!

- Насколько сложно и дорого сегодня с нуля сделать радио в интернете?

Здесь всё зависит от знаний и навыков. Начну со «сложно». Мои обе радиостанции вполне профессионального уровня, как мне кажется, достаточно стильные и интересные по звуку.

Я связан с радио  с 1991 года, поэтому творческая часть организации вещания для меня проста по умолчанию. Здесь надо скорее говорить о решении целого ряда технических вопросов для организации вещания. В принципе, это не сложно. Надо просто знать, что и в каком порядке делать.

Теперь о «дорого». Конечно, радиовещание – вещь недешёвая и каждый шаг стоит денег. Начнём с того, что я делаю радио дома на обычном ноутбуке с выходом в Интернет. Это первая статья расходов.

Далее идёт программное обеспечение, которое у Тракта достаточно дорого и при этом сегодня есть возможность не покупать указанный выше софт, а взять его в аренду и работать «по удалёнке», а это дешевле в десятки раз. Более подробно об этом можно узнать на сайте Radiobox. Существуют и другие ресурсы в интернете,  где можно почитать о разных видах программного обеспечения для радио.

Третья статья расходов – «одежда» эфира, т.е. джинглы, заставки и т.д. В России существует большое количество студий, готовых записать вполне приемлемую «одежду» по вполне доступной цене. Как я уже говорил, лично мне джинглы помогли записать ребята из М10М.

Четвёртая статья – оплата хостинга для радиовещания. В принципе, сумма здесь зависит от пропускной способности выходного канала, то есть сколько человек могут слушать ваш сигнал одновременно. Понятно, что чем «шире» канал, тем дороже он стоит. Хостинградио  - один из вариантов хостинга и других услуг для организации интернет-радиовещания

И наконец, текущие расходы, связанные в авторскими правами, тем более, если ваша радиостанция является коммерческой, а вы планируете зарабатывать с её помощью. 

Плюс, естественно, создание и поддержание сайта в рабочем состоянии и ежегодная плата за право пользования доменным именем. Если вы планируете регистрировать СМИ, то это ещё 10 тыс. рублей. Кажется, ничего не забыл.

- Расскажи о технической стороне работы твоей новой радиостанции. Как она устроена?

Радиостанция устроена очень просто. Как я уже говорил, у меня на домашнем ноутбуке стоит профессиональное программное обеспечение МАГ и ДДБ-агент. Туда, естественно, закачены джинглы и музыкальная база, которая постоянно обновляется.

Музыку нахожу в интернете. С помощью встроенного в МАГ редактора  я делаю разметку файлов (расставляю метки микширования), раскидываю композиции по категориям и делаю плей-листы с помощью эфирной сетки вещания. Когда программируемый день закончен, ДДБ-агент перекидывает его в автоматическом режиме на эфирный компьютер (хостинг у меня находится в Санкт-Петербурге).

Управлять эфирным Джинном можно удалённо с помощью программы TeamViewer. На выходе из эфирного Джинна стоит процессор, который по предустановкам выравнивает звук и делает его более насыщенным. А далее традиционно – вы находите радио в интернете и слушаете его.

- Какие знания необходимы, чтобы созданное радио в интернете достойно звучало?

Здесь необходимы знания из разных областей. Во-первых, надо иметь навыки музыкального программирования эфира.

Во-вторых,  обладать навыками базовой работы со звуком.

В-третьих (и это очень важно), основными знаниями в области маркетинга в радиовещании для того, чтобы радио было форматным и интересным для слушателя.

И в-четвёртых, должна быть так называемая «чуйка». Под чуйкой я понимаю интуитивное  внутреннее ощущение того, как это должно звучать. Например, при отборе музыкального материала для эфира достаточно прослушать, условно говоря, куплет – припев, чтобы точно определить, «пойдёт» композиция или нет. Это сложно объяснить словами, но «чуйка» работает именно так: я слушаю и просто знаю – да или нет.

- Что нужно для того, чтобы вывести проекты, подобные твоим, на уровень доходности?

Это очень сложный вопрос. Думаю, что не открою секрета, если скажу, что сегодня никто не знает, как эффективно монетизировать интернет-радиовещание в России. Различные музыкальные сервисы – пожалуйста (см. Spotify, Apple Music и иже с ним). А вот интернет-радио – нет.

Здесь я говорю о «чистом» интернет-радио, а не о потоках, дублирующих эфирные станции. Просто размещать линейную рекламу в интернет-эфире достаточно сложно по двум причинам: во-первых, в сети тысячи радиостанций, которые вещают в похожих форматах и при этом, практически нигде нет рекламы; во-вторых, чтобы рекламодателю было интересно размещаться, необходимо достаточно большая аудитория в десятки и даже сотни тысяч человек.

Сегодня есть много инструментов для её измерения, и умный рекламодатель может легко сделать это самостоятельно. Для привлечения этой аудитории необходимы достаточно большие бюджеты для раскрутки радио в интернете, что, естественно, стоит денег. Мало кто из «одиночных» вещателей может себе это позволить.

Сегодня интернет-радио используют в основном как дополнительный инструмент для бизнеса. Правда, есть один вариант, который сегодня реально работает. Это разные виды директ-рекламы на сайтах радиостанций. Однако это уже вопрос касается не столько радио, как такового, а привлекательности сайта. При этом, естественно, качество самого радиопродукта должно быть очень высоким.

- Андрей, для чего тебе эти проекты и какими ты видишь их в будущем?

Я бы разделил ответ на этот вопрос на две части. Сначала  о том,  для чего это было изначально задумано. Когда я начинал работать с  Радио Буу!, я делал его в первую очередь для себя. Дело в том, что представленные в Москве эфирные радиостанции мне малоинтересны. Ни одна из них не делает программу, которую я мог бы слушать достаточно долго и не переключаться.  

Сейчас я говорю лично о себе. У других слушателей может быть другое мнение, и это нормально. Даже если радио приближается к тому, что я могу слушать (например,  Like FM), всё равно в плей-листе есть композиции, которые я бы пропустил или куча всякой информации, которая мне совсем не нужна.

Я уже не говорю о пластмассовых наигранных  голосах современных ди-джеев, которые, скорее, не привлекают, а раздражают (меня лично). Для меня без них значительно лучше.

Это не значит, что я не люблю ди-джеев. Я их люблю и у меня среди них много друзей. Это значит, что большинство или «изработалось» («старики»), или  не умеет работать качественно («молодёжь»).

Старые школы ведения музыкального эфира с французскими и американскими корнями ушли в прошлое, традиции Европы Плюс, М-Радио и Максимум первой половины 90-х годов давно забыты. Короче, «да» – профессионалам, «нет» – куклам в эфире.

Теперь о будущем. Сегодня интернет-вещание в самых разных формах активно вытесняет эфирное. Сколько ещё проживёт FM, никто не знает. Но то, что он уйдёт, это точно.

Основной плюс интернет-радио – его всепроникаемость и практически безграничный выбор возможностей. С помощью моего смартфона я могу слушать весь мир в реальном времени везде, где есть сотовая связь или интернет.

Я где-то читал, что до 30% новых автомобилей в США выпускается со встроенной возможностью слушать интернет-радио. (В США многие автомобили уже оборудованы спутниковым радио SiriusXM - прим. Радиоведущие.ру) А Норвегия полностью откажется от FM-вещания к 2017 году и перейдёт на цифровое в формате DAB и DAB+.

Как я вижу будущее своих радиостанций? Сегодня очень модно новое направление в управлении бизнесом, пришедшее из IT. Оно называется Scrum. Не буду вдаваться в детали, а просто отмечу, что там, зачастую, подобного видения или нет (есть «ощущения»), или оно достаточно размыто. Вы просто делаете качественный продукт (часто интуитивно) и смотрите, как он ведёт себя, меняя и оптимизируя его в процессе в зависимости от трендов нашего очень быстро меняющегося рынка. Пока так. А там посмотрим.

- Какой формат ты выберешь для следующей радиостанции?

Мне было бы интересно попробовать ТОП-100 радиостанцию с чисто российской поп-музыкой. Но здесь есть один подводный камень. Количество такой музыки достаточно ограничено.

Интересных для публики исполнителей именно в формате ТОП-100 мало в силу природных причин. Таким образом, эфирная фонотека будет маленькой и ротации слишком частыми, что отпугивает слушателя. Формат придётся «размывать» за счёт более старой музыки. Посмотрим…

Впрочем, я профессионал и знаю, как сделать практически любую радиостанцию «под ключ» как в интернете, так и в эфире. Если я знаком с музыкой искомого формата, то это может занять до 3-х недель, а если нет, то нужно будет время, чтобы «войти в материал». В этом случае уложусь  недель за 6.

- Как будет развиваться рынок аудио в интернете? Краткий прогноз.

На этот вопрос я уже частично  ответил, когда говорил о будущем радио. В остальном будет обостряться конкуренция между различными аудио сервисами, будут появляться новые формы, варианты и вариации.

Используя новые технологии, связанные с анализом  запросов клиента в интернете - не обязательно по музыке, а вообще по самому широкому спектру вопросов, выявляющих его вкусы и пристрастия, -  сервисы будут становиться всё более индивидуальными и всё более изощрёнными по содержанию, оставаясь простыми по форме. Короче, держись, FM.

- Могут ли возникнуть у твоих радиостанций проблемы с правообладателями?

Не думаю. Я стараюсь держаться в рамках правового поля.

Радиоведущие.ру

Фото предоставлены Андреем Бубукиным

Перепечатка возможна только с разрешения авторов


| Теги: Radio Boo!, программирование, Андрей Бубукин, радиовещание, Radio i-Hit, интернет-радио, интервью, музыкальное программирование
Просмотров: 1218 Категория: ИНТЕРВЬЮ | Добавил: Admin (29.08.16)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК ПО САЙТУ

Радио в глобальной медиаконкуренции - Москва

События дня
ВХОД
Логин:
Пароль:
ШУТКА ДНЯ
ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
РЕКЛАМА
Главные темы
семинар Алексей Зверев диджей радиоведущие.ру студия запись эфира русские перцы рекорд Гиннесса радиоведущий работа на радио радиоведущие радио максимум новый год Скандал шоу Мурзилки Live Русское радио Радио Маяк интервью линейный эфир региональное радио найти работу на радио радио Премия Радиомания DFM диджеи творческое самочувствие авторадио премьера NRJ Black2White юбилей утро радио дача эфир Вакансия регионы тема дня Наше Радио Европа плюс Прямой эфир Юмор FM илья утреннее шоу Бригада У радиостанция джем вечернее шоу новости Вадим Воронов Живой завтрак работать на радио Москва тема для шоу Фестиваль Илья Колесников о чем говорят на радио Love Radio радио шансон вики Crocus City Hall слушатели Восток FM Новое радио Фото Дискач 90-х Space Moscow Юля Паго Алиса Селезнева Видео эхо москвы Дискотека 80-х Кремль радиоведущая радио Maximum мужчина и женщина Секс Любовь День Рождения идеи для эфира идеи для шоу Победители Олимпийский фотоотчет Radio Station Awards Фоторепортаж все хиты юмора В Кремле Лав радио концерт RU TV EUROPA PLUS TV 14 апреля скачки open air Радиомания 2016 ипподром Лужники Лауреаты
Наши клиенты
Яндекс.Метрика