Звуки в эфире: когда радио по-настоящему раздражает
Звукорежиссеры из лучших побуждений разрушают коммуникацию со слушателем при оформлении эфира
Стремление к единству элементов эфира, желание максимально визуализировать идеи роликов и прямой эфир заставляют саундпродюсеров радиостанций экспериментировать с шумами. Оправдано ли применение неприятных в жизни звуков на радио, и сближают ли они слушателя и радиостанцию?
Казалось бы, любой человек, работающий на современном коммерческом радио, знает, что тревожные, неприятные звуки нежелательны в оформлении радио. В эфире не должно быть ничего, что отталкивает слушателя от общения с радиостанцией или может заставить переключить программу.
Однако наши наблюдения за российским эфиром говорят о том, что саундпродюсеры радиостанций иногда забывают прописные истины. Мы постарались вспомнить некоторые случаи использования неуместных звуков в эфире.
Звонок телефона. Вибрация мобильного телефона. Один из самых распространённых и по-настоящему раздражающих приемов при оформлении эфира. Особенно, если звук в приемнике совпадает со звонком собственного телефона. Причина негативного восприятия этих «безобидных» звуков очевидна – побуждение к нежелательному действию, провокация беспокойства и обман.
Если звукорежиссер таким способом добивается визуализации, то выбирает ошибочный путь. В воображении слушателя возникает только его собственный телефон, либо телефон который кто-то забыл рядом с ним. А следом поиск источника звука и молниеносное разочарование, потому что радиостанция его «разыграла». И если подобный звук помогает в радиопостановках спектаклей, то он неуместен при оформлении эфира коммерческой радиостанции.
Хочется задать вопрос саундпродюсерам, которые проделывают подобные «трюки» с аудиторией. Для чего вы поставили этот звук в эфир? Что должно произойти со слушателем? Вероятно, логика в том, чтобы привлечь внимание к эфиру. Похвальное стремление, но!
Неужели вы сами «не дергаетесь», когда слышите звонок телефона по радио? Подобный способ привлечения внимания может выбрать человек, который сам не слушает радио, либо не пользуется мобильным телефоном. Поскольку телефоны сегодня есть у всех, то, похоже, причина именно в отсутствие анализа собственной работы.
Звук набора номера на клавиатуре телефона. Гудки в телефонной трубке. Эти звуки меньше отвлекают, чем рингтон, но также могут раздражать. Причина тут не в манипуляции слушателем, а в общей ассоциации с телефонами.
Взрослая, работающая аудитория не испытывает восторга от избыточного общения по телефону. Для нее телефон – это в первую очередь атрибут трудовых будней, поэтому ассоциации, связанные с «трубой», чаще всего напомнят о работе. Но даже о любимой работе не хочется помнить 24 часа в сутки.
Сказать спасибо автору статьи!
Звуки автомобиля. Популярное, но, к сожалению, беспорядочное и некорректное использование автомобильных звуков напрягает за рулем: нервное хлопанье дверей, автомобильная авария, визг тормозов, звук обгоняющей машины и прочее. Если вы водитель, вы в теме. Очень выбивает из дорожного ритма. Вплоть до аварийных ситуаций. Неужели автомобильную рубрику или информацию о пробках обязательно наполнять этим звуковым хламом? Месть автолюбителям или компенсация отсутствия личного транспорта?
Никогда бы не пришло в голову говорить о банальных вещах, если бы мы не слышали собственными ушами отвлекающие и манипулирующие звуки в столичном эфире.
Любящим эксперименты, напомним, что раздражающие, звуки вызывают гораздо больший всплеск эмоциональной активности, чем благозвучие. Это доказано учеными. Именно поэтому неприятные звуки воспринимаются ярче, чем привычные и даже желанные. Как вы реагируете на звук дрели соседа в полночь?
Напомним некоторые звуки, которые обыкновенным людям, скорее всего, не захочется слышать по радио:
Бормашина. Взрыв. Вилка о стекло. Детский плач. Дисковый шлифовальный станок. «Завязка» микрофона. Капающая из крана вода. Клаксоны в автомобильной пробке. Линейка о бутылку. Мел по доске. Нестройное звучание скрипки. Ногти о доску. Нож о бутылку. Перфоратор. Писк комара. Плачь и рыдания. Свисток чайника. Сирена. Спецсигналы. Скрип дверей. Скрип качелей. Трущийся пенопласт. Электродрель. Электронный будильник.
Не станем отрицать, что в любой работе возможны исключения, и использование того или иного неприятного или тревожного звука зависит от контекста. Иногда случаются настоящие творческие удачи.
Но чаще всего полезней сосредоточиться на звуках, вызывающих у слушателя комфортные эфирные ассоциации, чем добиваться победы через парадокс.
Кстати, приятные человеческому уху звуки также стоит перечислить:
Аплодисменты. Бульканье в горлышке бутылки. Гром. Детский лепет. Журчание ручья. Звук выигрыша в игровых автоматах. Звук летнего поля. Звуки любовной страсти. Колыбельная. Мурлыканье кошки. Пение птиц. Перелистывание страниц книги. Потрескивание костра. Прибой. Пробка шампанского. Пузырьки шампанского. Смех. Стук дождя по крыше. Треск поленьев в камине. Треск цикад. Фанфары. Фонтан. Хруст снега. Шелест купюр. Шелест листьев. Шум дождя.
Понимаем, даже среди этих звуков могут быть исключения.
Главное, что поможет не ошибиться звукорежиссеру при оформлении эфира и создании роликов, – понимание желаний слушателя, миссии радиостанции и хороший вкус.
Радиоведущие.ру
Перепечатка запрещена.
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |