Легенды российского радио - Алиса Шер
Питерская ведущая Алиса Шер рассказала о живом радио
Радио любит голоса с биографией, которые ярко рисуют в воображении образ говорящего. Их изюминка бывает разной – хрипотца, тембр, интонации, манера, – но все они одинаково обладают магией притягивать, «цеплять» слушателей. Радиоведущие.ру встретились со звездой эфира из Санкт-Петербурга Алисой Шер, которая обладает именно таким запоминающимся голосом.
Алиса, на радио ты проработала больше 20 лет. Почему не звучишь сейчас?
- Изменилось радио, изменились слушатели, и я, конечно, тоже изменилась. Сложилось свое понимание работы на радио. Сейчас мне интереснее быть наставником. Интересно искать людей, которые хотят работать в эфире, помогать им. Радио – это дело молодых, а молодым нужна поддержка и возможность учиться профессии.
Поэтому работаю с ребятами, которые приходят в Каменоостровский дворец в «Академию талантов», помогаю делать студенческую радиостанцию Мегабайт, веду курсы радиоведущих. Я по-прежнему с радио, но на уважительной дистанции (смеется).
Ты представитель питерский школы радиоведущих на коммерческом радио. В чем её отличия на твой взгляд? Чем это может помочь в карьере?
- Отличия, вероятно, были. В Питере в эфире традиционно больше свободы. Но сегодня отличия скорее в регламентах, которые есть на каждой современной российской радиостанции. Но это не про радиоведущих. Радиоведущий – это тот, кто умеет разговаривать со слушателем, умеет не быть «прокладкой» между песнями. А регламенты как раз делают радиоведущих набором диджейских штампов.
Если радийные студии ставят в такое положение творческих людей, – это на их совести. Если радиоведущие соглашаются, – это тоже часть их жизни, их собственный выбор. Я не хочу это комментировать. Но знаю одно, либо есть живое радио и на нём работают создатели программ, персонажи, которые их ведут, либо есть нечто, что называется управляемый плеер.
К тому же я уверена, что приходить на радио можно только со своим шоу, со своей идеей. Именно такой подход к работе на радио я до сих пор считаю профессиональным и единственно возможным. Поэтому для меня нет различий в радийных школах.
Как строить карьеру на радио? Я не готова говорить об этом честно (смеется). Есть хочешь работать на радио, – будешь. Вопрос только в том, какие регламенты ты, как творческая личность, готов соблюдать. В середине 90-х было проще, ограничений было мало. Мы изучали радио, его границы и возможности.
Да, когда наше поколение начинало работать на радио, мы шли по целине. И все-таки на кого ты равнялась, как выстраивались твои манера и стиль?
Честно говоря, тогда было время, когда чисто технически особо не было возможности на кого-то равняться. Мы были исследователями. Мне нравилась Ксения Стриж, например. Но она была тоже из исследователей, первопроходцев. Помню, что никому не хотелось быть на кого-то похожим. Наоборот, сравнение скорее задевало самолюбие.
Для меня важно было быть собеседником для слушателей. Я двигалась к этой цели, делала свои программы, пробовала, искала. Так и появилась Алиса Шер.
Какой эфир Алиса Шер запомнила на всю жизнь?
- Я никогда не забуду эфир, во время которого мне позвонила девушка и сказала, что она инвалид по зрению, а мои эфиры для неё очень важная часть жизни. Мне хотелось плакать от боли за этого человека и радоваться от того, что мои программы, действительно нужны людям, помогают им.
Саму программу не помню, только этот звонок. Просто потрясение! Слепой человек, которому по-настоящему нужен мой голос. Значит не зря! Не зря пришла на радио, не зря создавала программы, не зря выбирала именно такие темы для беседы.
Это не было победой, скорее тем самым единением со слушателями, о котором я мечтала. Я хотела, чтобы мы стали друг для друга интересными собеседниками, которым хочется слышать и слушать друг друга.
В своей книге «Мой рок-н-ролл» Михаил Козырев рассказал, что был в шоке, когда услышал, что Алиса Шер в эфире рассказала об особенностях женской анатомии[1]. Зачем ты это сделала? На какую реакцию коллег и слушателей ты рассчитывала?
- Что касается книги Михаила Козырева, то, вероятно, он перепутал меня с Женни Шаден. О месячных – это её грядка! (смеется) Она тоже была среди «первопроходцев». Мы, всё время пробовали границы дозволенного в эфире. Как дети тыкают пальчиком в воздушный шарик, лопнет – не лопнет. А если лопнет, то на каком пределе? Ну, переборщила Женни Шаден на взгляд Козырева. Бывало и не такое! (смеется)
Как много людей хотят обучаться в твоей радиошколе? Зачем ты это затеяла? Научить быстро журналистике нельзя, а большинству на самом деле талантливых многое не надо объяснять.
- «Многому» я и не учу, мне бы о главном рассказать (смеется).
Талантливые люди очень торопятся, не хотят учиться, а сразу хотят созидать и ваять. Схватил фотоаппарат – фотограф. Завел блог – писатель. Взялся за микрофон – радиоведущий. Продолжу. А если скальпель в руках, – хирург? (смеется)
А учиться радиоведущим надо: учиться звучать, говорить, думать, уметь просто и понятно писать то, о чем думаешь. Свобода от редактуры, от речевых ограничений превращает речь радиоведущего в набор клише. Тот случай, когда свобода слова ведет свободе от самого слова и необходимости много трудиться, для того чтобы тебе позволили звучать в эфире.
С хорошей устной речью у нас проблемы...
- Да. Мне кажется, что в масштабах страны, это вообще мало кого волнует. Даже государственные СМИ перешли на рекламную модель работы, а в продажах грамотная речь не главное. Наоборот, чем примитивней, тем лучше.
Грамотному русскому человеку, например, непонятно, почему названия брендов на радио и телевидении не склоняются. Почему мерчендайзер, а не товаровед? Почему сторителлер, а не рассказчик? Вот такие «фокусы» с русским языком влияют на речевой опыт наших детей. В медиа приходят молодые ведущие и журналисты, но «смена» говорит хуже на русском языке.
Какой-то замкнутый круг. Раз СМИ коммерческие, они должны сами себе кадры готовить. Для СМИ системная подготовка кадров дорогое удовольствие, поэтому они стараются подбирать максимально подготовленных для работы ребят, которых обучают по ходу дела, в полевых условиях. При таком подходе и результат понятный. Мы его слышим и видим.
Я в своей школе работаю над расширением активного словаря и техникой речи. Изучаем, «что такое хорошо, и что такое плохо» (смеется). Моя школа никогда не была бизнес-проектом. Поэтому мне не очень важно, сколько учеников приходит ко мне. Мне важно, насколько они готовы и способны учиться, расти, работать над собой.
Представим, что ты имеешь колоссальные ресурсы, чтобы сделать лучшую радиостанцию в мире. С чего бы ты начала в первую очередь?
- У нас неплохо получается делать хорошее радио и без миллионов. Послушайте наше студенческое интернет-радио Мегабайт. В этом году на Всероссийском медиа-форуме мы стали победителями в номинации «Лучшее студенческое радио».
Но какие бы средства мне сейчас ни предлагали, я бы не стала заниматься созданием большого коммерческого радио. У меня сейчас другие увлечения и мечты. Я предпочитаю жить со вкусом, со своим вкусом (смеется). А создание и работа «самого лучшего радио» – это постоянный спор о вкусах, и не то, о чем я мечтаю. Поэтому глупости говорить не буду. Уже не по возрасту и не к лицу (смеется).
Как ты относишься к тому, что столичные станции начинают делать радио с картинкой?
- В Питере тоже. Ничего странного. Люди хотят подглядывать. В тарелку соседа, в спальню соседки. Это такое традиционное хотение. Радио не исключение. Другое дело, что в студии радио не всегда интересно. Очередной коммерческий опыт. Если это привлекает зрителей и продается, то будет радиовидение, если не привлекает – довольно быстро само собой закончится.
Хотя именно эта затея не даёт зрителю возможности воображать то, как на радио работают. Магия образа ведущего уже упущенная возможность.
Как должна заканчиваться карьера великого радиоведущего?
Однажды влюбившись в радио, разлюбить его невозможно. Но при этом, я думаю, что великие радиоведущие не стремятся умереть у микрофона (смеется). Одна работа на радио сменяет другую. Одна карьера сменяется другой. Вот и всё. Самые желанные цели когда-то реализуются, но это не мешает появляться новым. Новые идеи у творческих, талантливых людей появляются до конца жизни.
Вот ведь как интересно. Когда мы живём в мире предметов, то все пользуемся тем, что до нас сделали и не задумываемся, к примеру, кто изобрел велосипед. А как попадаем в мир радио, так все – первопроходцы, сочинители и авторы.
Справка. Алиса Шер (Алла Cелищева, Нагиева) – радиоведущая, актриса, писательница. Выпускница ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова (сейчас - СПбГАТИ). Начала карьеру радиоведущей в 1992 году. Первая радиостанция Радио Катюша на СВ. Работала в Санкт-Петербурге на коммерческих радиостанциях Модерн, Ностальжи, Шансон, Питер FM. Лауреат премии Попова в 2010 году в номинации «Лучший женский голос». Автор книг «Я была женой Дмитрия Нагиева», «Как никогда не выйти замуж». Художественный руководитель студенческой радиостанции Мегабайт. Преподаватель направления радиожурналистика петербургской «Академии талантов».
Радиоведущие.ру
Фото предоставлено Алисой Шер
Перепечатка без разрешения редакции запрещена
[1] Мой рок-н-ролл. Red Book. Трилогия. Том III / М. Козырев; - М.: Гаятри, 2007. С. 56.
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |