Легенды российского радио - Маргарита Набокова
Радиоведущие.ру начинают серию материалов о людях, которые в начале 90-х были пионерами российского радиовещания, а главное были диджеями, радиоведущими. Нашим первым собеседником стала Маргарита Набокова. Мы попросили её рассказать, о том как всё начиналось 25 лет назад.
Расскажите о вашем пути на радио?
- На радио пришла в 1990-м по конкурсу на радиостанцию «Европа Плюс Москва». До 1997 года работала радиоведущей. Вела линейный эфир и программу «Презент». Параллельно до 1993 года работала помощником музыкального редактора «Европы плюс», а потом и радио «Ретро». Вела программу на телевидении «Доброе утро, Европа!»
В 1998 перешла на «Радио 101», исполняла обязанности программного директора. Проработала там 2 года и в связи с закрытием радиостанции перешла в «Прорадио Софт» консультантом по программированию эфира.
Объездила все постсоветское пространство с лекциями, обучила не одно поколение ведущих, музыкальных редакторов и программных директоров. Параллельно преподавала в школе диджеев при Гнесинке. Была и такая, хоть и недолго.
Некоторые ученики сейчас широко известны в узких кругах. (смеется)
С 2001 по 2003 год работала программным директором на радио «Наше время на Милицейской волне»*.
С 2003 по 2005 год была программным директором радио «Мегаполис».
С 2007 главный редактор продакшн студии «РИО Продакшн». Генеральный директор «РИО Музыка».
Почему вы решили уйти в продакшн? Быть программным директором или вести эфир менее интересно для вас?
- Вести эфир я перестала в 1997 году. Мне стало этого слишком мало. Не хватало новизны ощущений. Бег по кругу между одними и теми же песнями.
Программный директор радиостанции, да, это очень интересно, но не каждый владелец радиостанции готов дать карт-бланш программному. При этом не все владельцы в принципе понимают, что надо делать на радио.
Поэтому борьба с бесконечными ветряными мельницами несколько утомила меня за 10 лет. И потом, занимаясь много лет эфиром, я поняла, что музыки для оформления отечественных станций и рекламы катастрофически не хватает. Это была свободная ниша.
Сказать спасибо автору статьи!
Конечно, было и есть много западной музыки, но далеко не вся она подходит под реальные запросы. Вот так и решили Олегом Качанко, уйдя отовсюду, затеять свой бизнес.
Благо, он композитор-аранжировщик, программист и специалист по авторскому праву. Ну, а я музыкальный редактор, продюсер. Надо сказать, что почти за 8 лет существования, наша библиотека «Звукобаза» стала крупнейшей библиотекой в СНГ.
Иногда создаётся впечатление, что в оформлении радиостанций и озвучании роликов работает 20 человек на всю страну. Как обстоят дела с голосами на ваш взгляд?
- Ну, в этом есть доля правды. Ведь звукорежиссеру всегда проще работать либо с самим собой, либо с проверенным типом голосов и конкретным надежным набором дикторов.
Да и писать дикторов в одном месте выгоднее в финансовом плане: один «вызов» – 5 роликов для разных городов. Каждый выживает как может, а страдает рядовой слушатель.
Как будет звучать радио в будущем?
- На мой взгляд, лучшие времена радио, как доминирующего источника информации, развлечений, рекламы уже позади. Хорошо, если радио останется в привычном нам виде в будущем.
Пока только человеческая лень оставляет радио в живых. Так как при обилии музыки и информации, немногие желают самостоятельно ее фильтровать и обрабатывать.
Радио экономит это время. Хочется просто включить волну, совпадающую по настроению и вкусу, получить выжимку текущей информации, послушать хорошую подборку. И пока только человек это умеет по-настоящему увлекательно делать.
Форматы я предсказывать не рискну, а вот редакторская работа по сборке музыкального материала пока остается востребованной. Человеку не хочется возиться с плейлистами самому.
Голос какого радиоведущего ваш любимый и почему?
- Мне нечего сказать, увы. Все мои любимые ведущие уже не работают в эфире.
А диктор есть любимый?
- Не поверите, и дикторов любимых нет.
Что было для вас самым интересным в работе радиоведущего?
- Всё – возможность общаться со слушателями, создавать настроение, возможность подавать музыку определенным образом, общаться с интересными людьми… Это было время возможностей и открытий, когда всё было впервые!
Какие приятные моменты работы в эфире у тебя навсегда остались в памяти?
- О! Тогда я просто дорвалась до музыки. Её было много: знакомая, незнакомая, любимая, разных стилей. Я слушала, слушала и слушала. Напоминаю, это было начало девяностых! Программу по заявкам очень любила вести. Интересная творческая задача – в нескольких словах рассказать историю, присланную в письме, и выполнить заявку, обрадовать человека. Особенно приятно было находить редкую песню. А иногда приходилось угадывать хит по описанию слушателя.
Ваши эфирные победы пришлись на 90-е годы. Чем современное радио вам нравится, а в чём оно проигрывает радио прошлого века?
- Что тут скажешь... В юности и воздух чище, и солнце ярче. Конечно же, мне нравилось радио конца прошлого века, ведь и я его тоже делала.
Мне кажется, оно было более наивным. Душевным что ли. Казалось, мы несём людям радость и знание. К нам прислушивались, во многих случаях мы были проводниками нового коммерческого подхода к радио: первая реклама, первые спонсорские программы, хит-парады… Сейчас это обычная практика, и любую музыку можно послушать в интернете.
Конечно, нынешнее радио технологичнее, но при этом более отстраненное от слушателя. А мы «умничали» в эфире. Хотелось казаться интеллектуалами и юмористами. Кстати, сейчас это сделать проще, потому что информации много, она просто везде и всюду.
Как ты относишься к тому, что сейчас в российском эфире много возрастных ребят? Раньше такого не было.
- Вот как раз раньше это было! До середины 90-х. А вот к началу 2000-х в эфире оказались люди «грудничкового» возраста: без знаний, без речи, без основы. Ну, собственно, они повзрослели и сейчас в эфире. А на «разговорных» станциях и должно быть много взрослых – не малышам же говорить о жизни, сейчас очень непростое время.
Что бы ты изменила в своей карьере на радио?
- Ничего бы изменила. Всё шло именно так, как нужно для того, чтобы сейчас я была готова создавать библиотеку с открытыми глазами. Вернее ушами. (смеется)
* В это время радио "Милицейская волна" вышла на лидирующие позиции в московском рейтинге радиостанций.
Беседовал Алексей Зверев
Фото предоставила Маргарита Набокова
Перепечатка запрещена
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |