Эдвард Чесноков: "Я хочу взять интервью у Путина"
Персонаж Эдвард Чесноков появился в московском эфире в 2015 году. Однако его программы сразу произвели впечатления на экспертов и наблюдателей. Такого яркого, брутального и в чём-то китчевого персонажа, свободно размышляющего об искусстве, власти, истории и жизни в стране на современном российском радио до сих пор не было. Кто этот интеллектуал в ватнике Радиоведущие.ру решили узнать лично. Наш собеседник — ведущий программ «Вождь» и «Цепные псы» на радиостанции «Комсомольская правда» Эдвард Чесноков.
- Ваша манера довольно необычна для московского эфира. Расскажите о вашем опыте работы на радио. Как вы попали на радио?
Какого-то колоссального опыта работы на радио у меня нет. Но в силу того, что я интересуюсь культурой и медиатехнологиями, различными феноменами массовой культуры, а также политической повесткой дня, в разное время меня приглашали в эфир в качестве гостя-эксперта. Не скажу, что часто, но приглашали. Поэтому о радио представление имею.
Ещё был такой проект при Юрии Лужкове — «Студенческое правительство дублёров города Москвы» (при Мэре Собянине в 2010 году проект закрыли — прим. ред). Я был его участником и в возрасте 22 лет стал дублёром (фактически — общественным советником) руководителя департамента семейной и молодёжной политики города Москвы.
На радио «Сити ФМ» (сейчас Like FM — прим. ред.) Виктор Набутов вёл программу «Мэрия без Лужкова». Дублёры, и я в том числе, рассуждали в ней об актуальных вопросах городской жизни. Никакой цензуры, мы говорили обо всём. Вот с работы с Виктором Набутовым и началось моё знакомство с радио. Он экспрессивный, яркий человек. Его манера оказала на меня очень большое влияние.
Вообще работа в прямом эфире на радио — это настоящий драйв. Такого нет на ТВ, в газетах, ни в других СМИ.
Сказать спасибо автору статьи!
- Вы много пишете. Насколько тяжело пишущему журналисту освоиться на радио? Какие сложности вы испытывали?
Начнем с того, что пишущему журналисту на радио легче. Мы занимаемся текстом и стилистикой, боремся со словами-паразитами. Да, пишущему журналисту легче, потому что он контролирует себя на предмет всевозможных языковых казусов, плеоназмов, тавтологий, штампов и всего того, что обедняет нашу речь.
Так получилось, что моя профессиональная подготовка была связана не с журналистикой, а с литературой. Нас учили писать именно художественные тексты. Но в любом случае филологическая подготовка позволяет управлять текстом, видеть разницу между устной и письменной речью. Люди, которые не умеют этого делать, плохо звучат на радио. В серьёзной программе слушать их невозможно.
- Как вы готовите свои радиопрограммы, с чего они начинаются?
Если речь идёт о «Вожде», то эта программа основана на звонках слушателей в эфир. Я не скажу, что мы не готовимся, но подготовка занимает не более получаса. Мы накидываем вопросы. В силу некоторой провокационности этой программы, в силу полярных мнений, которые там звучат, она не предполагает какой-то глубины изучения вопроса и сложной психологической проработки гостя, потому что это другой жанр.
А вот в «Цепных псах» наоборот. Я внимательнейшим образом читаю посты человека. Благо, сейчас все живут в социальных сетях. Иногда можно прочитать все его посты за год-два. У большинства есть Твиттер, Фейсбук. Очень интересно. Например, три года назад человек писал, что «Путин — ай-яй-яй и а-та-та». Проходит три года — человек пишет: «А Путин-то ух!»
И вот я его спрашиваю о разнице между первым твитом, написанным три года назад и сегодняшним мнением. У вас эволюция взглядов, или вы колеблетесь как флюгер вместе с политической ситуацией?
То есть мы сталкиваем человека с созданными им образами. Деконструируем, пытаемся понять, какой из них настоящий.
- А кто был автором идеи программы «Вождь»?
[Директор радио «Комсомольская правда»] Евгений Арсюхин. Скажем так, есть разница — автор идеи и создатель. Я могу без ложной скромности сказать, что некоторую лепту в создание «Вождя» внёс и я. Сложно представить его с другими ведущими.
- Вы отдаете себе отчёт, что это на данный момент одна из самых популярных программ у вас на радиостанции?
Знаете, самое страшное — «словить звезду». Я стараюсь об этом не думать. Если вы обратитесь к Арсюхину, он даст вам некоторую статистику. Как-то у нас было 352 звонка в эфир.
- Когда вы почувствовали, что вас реально слышат десятки тысяч людей?
Когда произошли события во Франции, когда весь мир узнал слово Батаклан. Мы, естественно, отменили «Вождя». Мы перестали бы себя уважать, если бы все эти вопли, крики, «Здорово, еноты!» прозвучали в эфире.
Я пришёл на радио и призывал людей почтить память погибших, сходить к посольствам, консульствам, визовым центрам Франции. Это то, чем я горжусь. Можно сказать, провёл позитивную мобилизацию… Ведь когда ты пишешь, можешь себя отредактировать, а радиоведущий не имеет права на ошибку. И он должен это понимать.
- Наш самолет в Египте тоже упал в день вашего эфира.
Да, и мы тогда тоже не выходили в эфир.
- Каждый проект — радийный, телевизионный, в новых медиа — имеет свой срок. На какое время рассчитан проект «Вождь»?
Неблагодарное дело прогнозы, да и я не Кассандра. В среде медиа «срок годности» проекта сейчас, когда темп жизни ускоряется, — год. Мы начали программу в октябре 2015 года. В октябре 2016 посмотрим, останется ли интерес.
- Популярность программы «Вождь» состоит из бренда Путин и ценности ваших идей. Какова пропорция?
Конечно, она популярна благодаря Путину.
Вот, к примеру, продаются футболки с Путиным. Есть законы рынка, футболки продаются, потому что их хотят иметь. Я был в аэропорту Сочи, там продаются футболки с Путиным и Лавровым («Они патриоты — а ты?»), которые стоят порядка 1500 руб. И их покупают!
Несмотря на то, что президент неоднократно негативно отзывался о том, что его образ используют и создают сувениры, бренд Путин – это такой же сильный и дорогой бренд, как русский балет или романы Достоевского.
- Когда началась такая любовь к президенту? Чем ее объяснить?
На самом деле недавно. В 2012 году. Мне кажется, в этом году Путин стал воспринимать свою власть как служение, как монашеский урок. С того момента, как он стал относиться к власти как к приговору, многие поменяли к нему отношение.
У него есть интересное умение. Он может настраиваться, вероятно, даже интуитивно — потому что Вождь всегда немножко пророк, —настраиваться на те интенции, которые пребывают в глубинах народного бессознательного — об этом писал Блок в статье «О назначении поэта».
- Сейчас вы делаете две программы, о какой мечтаете, какую хотите сделать в будущем?
Это проект, который мог бы состоять из одного эпизода — как сериалы бывают всего из трёх серий единственного сезона. Я хочу взять интервью у Путина. Часовое интервью Владимира Владимировича для радио. И, если оно состоится, то можно идти на пенсию. Или устроиться на журфак и рассказывать молодым очаровательным студенткам о том, как я начинал каждый эфир со слов «Здорово, еноты!».
Справка. Эдвард Чесноков – 28 лет. Родился в Череповце. Писатель, поэт, радиоведущий. Окончил литературный институт имени Горького. Учился на отделении прозы, семинар Александра Александровича Михайлова. В качестве итоговой работы написал повесть, основанную на городских легендах о московском метро. На радио «Комсомольская правда» ведёт программу «Вождь». Первый выпуск состоялся 10 октября 2015 года. Ещё один проект, в котором в качестве соведущего участвует Эдвард, — «Цепные псы» — выходит в эфир по четвергам в 21:05.
Беседовал Алексей Зверев
Перепечатка запрещена
Фото: Евгения Зверева. Титульное фото предоставлено редакцией КП.
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |