Каким должен быть радиоведущий?
Радио – очень демократичный и неназойливый вид СМИ
На вопросы отвечает директор "Радио России - Санкт-Петербург" Т.Мартыненко.
7 мая в России отмечается День радио. Какое значение этот праздник имеет персонально для Вас, да и вообще для современных радиожурналистов и радиослушателей?
Давайте уточним. День радио – праздник работников всех отраслей связи. А не только журналистов. Представляете, сколько людей отмечают его! Поэтому поздравлений, как всегда, будет много. И позвольте мне тоже присоединиться к добрым словам, которые прозвучат в адрес связистов. Это наши коллеги. И без них журналистский труд на радио не имел бы смысла. Зачем радиоведущий, если нет всего остального?
А праздник этот действительно замечательный. Со славной историей. По официальной версии 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1895 года наш соотечественник физик Александр Попов сконструировал первый радиоприемник и осуществил сеанс связи. Впервые эта дата была торжественно отмечена в СССР в 1925 году, а с 1945 года праздник отмечается ежегодно. Это еще и признание заслуг связистов и радиожурналистов в Великой Победе.
А о том, какое значение имеет этот день для медиасообщества, говорит маленький, но весьма характерный пример. 7 мая 2009 года в честь изобретения Попова веб-сайт www.google.ru изменил свою главную страницу, где разместил надпись «Google» в виде радио.
Каким сегодня должно быть современное радио? Какой формат вещания, с вашей точки зрения, наиболее интересен сегодняшним слушателям?
Разным и многоформатным. Какие-то станции специализируются на тематических программах, огромное количество передает только музыку, есть разговорное радио, есть синтетическое. Можно перечислять много направлений вещания. И у каждого есть свой слушатель. Наше «Радио России», как известно, ориентируется на аудиторию всех возрастов и интересов. Таким и должен быть федеральный канал. Новости – для всех, радиоспектакли – для театралов, музыка – для меломанов, литературные чтения – для книголюбов, а еще детские программы, спортивные, религиозные, образовательные…
Вообще радио – очень демократичный и неназойливый вид СМИ. Оно не приковывает к дивану, как телевизор, не требует тишины и покоя, как газета, не затягивает, как Интернет. Слушай, где хочешь. И выбирай, что хочешь. Не вижу смысла в разговорах о предпочтениях слушателей. Каждый выбирает свое. Главное, чтобы был выбор. А он есть. Только в нашем городе около 30 радиостанций. И радиоведущие тоже это знают. Представляете какая у них конкуренция?
На чем сегодня, с Вашей точки зрения, нужно делать акцент в борьбе за аудиторию? Стоит ли расставлять приоритеты, отдавая предпочтение информационной или напротив развлекательной составляющей вещания? Или нужно найти золотую середину?
Ответ в вопросе. Лучше всего золотая середина, по крайней мере для меня. Но нет ведь ничего плохого и в узкозаточенных радиостанциях. И даже если это сугубо информационный канал, то в борьбе за аудиторию он не может отказаться от развлекательной или, точнее, завлекательной составляющей. Это сказывается и в подборе новостей, и в музыкальном оформлении, и в общей, так сказать, звуковой упаковке станции. И, конечно же, в манере радиоведущих общаться с радиослушателями. Все эффектные приемы придуманы давным- давно.
Какую радиостанцию помимо «Радио России» Вы слушаете и почему?
Стараюсь слушать новости всегда и везде, по любому каналу. Вне дома, конечно, ФМ-диапазон. А дома по привычке родное и любимое проводное радио. Поверьте, на трех его каналах вещания в нашем городе можно услыщать массу нового, интересного и увлекательного.
Каким должен быть современный радиожурналист, какими ключевыми качествами он должен обладать, будь это ведущий, ди-джей или корреспондент? Что Вы больше всего цените в своих сотрудниках, с чем никогда не будете мириться?
Радиоведущие должны быть прежде всего профессионалами. Не понимаю и не принимаю новую тенденцию сажать к микрофону каждого, кого позовут вести программу. Расчет на то, что раскрученное имя аудитория примет сразу и безоговорочно, не срабатывает. Трепотня в эфире, бла-бла-шоу, шутки «ниже пояса» – все это популярно в весьма узком и не делающем чести создателям программ круге. Чаще всего такое радио чисто фоновое.
Радиожурналист должен быть умным. Не обязательно умнее собеседника, но микрофон говорит о человеке гораздо больше, чем тот скажет о себе сам. Так что степень эрудированности слышна каждому.
Радиожурналист должен быть любопытным. Что? Как? Почему? Это ключевые вопросы. И не надо стесняться их задавать. С другой стороны не люблю всезнаек. Это говорит о начетничестве и дилетантстве.
А в своих сотрудниках ценю прежде всего их преданность вещанию и своей работе. Хлеб на нашем радио, поверьте, несладкий. Еще люблю их за дружбу и взаимовыручку.
Могли бы Вы описать портрет современного радиослушателя? Вообще насколько важно мнение аудитории при формировании сетки вещания, учитывается ли оно и каким образом?
Современный радиослушатель, на мой взгляд, мобильный, многоуспевающий человек. Для него радио – это прежде всего возможность быть в гуще событий. И даже в какой-то степени участвовать в них (путем интерактивного общения). Но и старшее поколение нельзя сбрасывать со счетов. Это самая активная и неравнодушная часть нашей аудитории. Искусство составления сетки вещания сродни искусству составления расписания поездов: и все интересы учесть, и направлениями не пересечься, и точно в обозначенный срок доставить программу именно тому, для кого она создавалась. Без мнения слушателей не обойтись. Для того и исследуется аудитория, выявляются предпочтения, учитываются пожелания. Для каждого существует свой радиоведущий.
Многие считают, что в скором времени подавляющие большинство людей полностью переместятся в Интернет, а он-лайн СМИ вытеснят газеты, ТВ и радио. Как Вы относитесь к такой точке зрения? Насколько необходимо традиционным СМИ активно осваивать интернет-пространство?
Смотря что называть «скорым временем». Не знаю, как лет через 200, но паре-тройке поколений это не грозит. О чем говорить, пока в нашей стране немало огромных территорий не только без Интернета и сотовой связи, но и без телевидения! А вот про радио этого не скажешь. До сих пор эфирный приемник – главное СМИ хотя бы на не столь уж далеком Севере.
А уж коли есть Интернет, грех не воспользоваться. Для «Радио России» оn-line – вещание еще один дополнительный канал распространения программ. И слушают нас в сети далеко не только молодые и продвинутые. К тому же всемирная сеть расширила или даже просто стерла границы эфира.
Какое место занимает сегодня «Радио России – Санкт-Петербург» среди огромного количества радиостанций города? Если брать последние несколько лет: о каких тенденциях можно говорить?
Аудитория, конечно, расширяется. Мы вещаем по проводам, в УКВ-диапазоне и в Интернете. Новинки технологий работают на нас. Но огромные возможности и у наших конкурентов. И хотя «Радио России» по-прежнему пользуется популярностью у петербуржцев, нам приходится ломать голову над привлечением новой, более молодой аудитории. Кто наши преданные слушатели? Люди старшего поколения, для которых радио было живым сердцем Ленинграда в дни блокады. Люди среднего поколения, воспитанные чудесными детскими передачами, звучащими страницами литературной классики, навсегда полюбившие кота Мурыча и его сказки (кстати, кот Мурыч по-прежнему со своими слушателями, а они верны ему до сих пор.) Мы много работаем для детей и юношества, но главное, чтобы они, став взрослыми, не расставались с «Радио России».
Насколько тяжело сегодня выдерживать конкуренцию на информационном рынке, в частности, с телеканалами, информационными агентствами? Что принципиально нового может предложить сегодня аудитории радио?
Думаю, что не надо особенно задумываться, кто конкурентноспособней. У радио есть огромное преимущество перед многими СМИ: это оперативность. Ничего принципиально нового. Надо просто умело пользоваться своей козырной картой: сообщать о новостях раньше всех. А радиоведущие должны работать как в последний раз. Тогда все будет хорошо.
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |
- 2009 Июнь
- 2009 Август
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Август
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Июль
- 2016 Август
- 2016 Сентябрь
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Июнь
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Февраль
- 2020 Апрель
- 2020 Май
- 2020 Октябрь
- 2020 Ноябрь
- 2020 Декабрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2022 Октябрь
- 2023 Май
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Август
- 2023 Сентябрь
- 2023 Декабрь
- 2024 Январь
- 2024 Апрель