21.11.17 01:38
Главная » Новости
14:17

Д. Губин: Два мира - два эфира

В конце марта прекратила вещание на русском языке Всемирная служба Би-би-си. В России к этому отнеслись примерно как к случившейся в те же дни смерти Элизабет Тейлор

Ну да, были времена, красавица блистала — и миллионы человек с ума сводила. Кончилась эпоха. Кто в последнее время слушал сквозь треск коротковолновых помех Севу Новгородцева? Кто готов смотреть "Клеопатру"?

Би-би-си вещало на русском с 1946-го. Век радио, получается, короче женского. Русское Би-би-си теперь живет на сайте в интернете, руководит им молодой парень Дима Шишкин, который и до кресла босса занимался не эфирами, а BBC-online, то есть интернетом.

— Были бы у Би-би-си в России FM-частоты, пожили бы еще,— пожимают плечами те, кто немного разбирается в радио. (А те, кто в радио разбирается хорошо, знают, что FM-частоты иностранному вещателю в России получить нельзя, поскольку радиостанция, на которую в принципе нельзя нажать из Кремля, представляет "угрозу информационной безопасности России". По перестройке многие российские станции с охотой ретранслировали Би-би-си и "Свободу" — это качественное радио; в 2000-х после нескольких скандалов и угроз отнять лицензии с этим было покончено.)

— Да и на FM-частотах они трепыхались бы в самом низу рейтинга, как какое-нибудь радио "Орфей". Музыки нет. Проблемы обсуждают мировые да европейские. Кого, блин, в России волнует резня в Дарфуре? Два прихлопа, три притопа — на каждую точку зрения нужен оппонент. Не наш менталитет,— уверяют коллеги в руководстве государственных радиостанций, многие из которых раньше гоняли в Лондон с завидной частотой, и в Буш-хаусе, штаб-квартире Всемирной службы Би-би-си, подписывали договоры о сотрудничестве.

На все это и вправду нечего возразить.

Но добавить кое-что к этому можно.

Дело в том, что Русская служба Би-би-си не столько умерла, сколько пошла по пути, который предстоит большинству российских станций, царствие им интернетово.

Эти станции живы лишь потому, что у нас всюду на дорогах пробки, а в автомобилях — радиоприемники для FM-частот. Очень быстро эта технологическая схема кардинально изменится и изменит текущие рейтинги, которые при ознакомлении с ними наивной души заставляют душу вопить нечто вроде: "России больше не жаль!"

* * *

Ознакомьтесь: сегодня в Москве в FM- и УКВ-диапазонах вещают пять десятков радиостанций, что само по себе анекдот. В Лондоне, с его куда более жирным рекламным пирогом, радиостанций вдвое меньше, причем туда входят и локальные станции, с маломощными передатчиками, обслуживающие community, сообщество одного-двух районов. Получается забавно: начав утренний джоггинг в Кенсингтон-гарденз, слушаешь живой концерт шумовой музыки (бутылки с водой, пила, крышки от кастрюль) для жителей Бромптона и Кенсингтона. А добегаешь до Гайд-парка — все, кончились кастрюли, ищи на другой частоте прелюды Шопена для жителей Мэйфера...

Так вот, самые популярные в Москве радиостанции согласно рейтингам компании TNS, которую многие по старинке зовут "русским Гэллапом",— "Авторадио", "Русское радио", "Шансон", "Европа Плюс", "Ретро FM". В Петербурге (30 станций) с огромным отрывом — "Дорожное радио", далее "Европа Плюс", "Ретро FM", "Русское радио", "Авторадио". В целом по России — "Европа", "Русское", "Авто", "Ретро", "Дорожное".

Причем стремительный взлет питерского "Дорожного радио" показателен. Не знаю, дорогие товарищи, приходилось ли вам хоть раз эту недавно созданную станцию слышать. Так вот, представьте, что с "Шансона", "Русского", "Ретро" и "Авто" взято самое вторичное, вульгарное, бандитское и неизменно связанное с бандитским сентиментальное — и вы получите "Дорожное". "Наш свадебный салат, Платье подвенечное И этот сервелат Буду помнить вечно я. Эх, два кусочека колбаски У тебя лежали на столе; Ты рассказывал мне сказки, Только я не верила тебе". Колхоз "Светлый путь" в восторге; гигиенический пакет находится в спинке впереди стоящего кресла.

Я знаком с Сергеем Ямщиковым — одним из создателей "Дорожного радио" и его вице-президентом. Поверьте, это интеллигентнейший человек, трудоголик, способный часами рассказывать, как запускаются в ротацию песни на основе тестирования в фокус-группах. Мне показалось, что он сам слегка ошеломлен тем, с какой силой проект радио для дальнобойщиков стал популярнейшей помой... в смысле столовкой, в которой, похрюкивая, причмокивая и требуя очередной порции колбаски, кормится полстраны. (Нет-нет, я не подвергаю сомнению права пацанов на "КамАЗах" любить песню "Шашлычок под коньячок — вкусно очень", но и оставляю за собой право думать об этом то, что я думаю.) Когда я спросил Ямщикова, понимает ли он, что за "Дорожное" ему в аду уготована самая жаркая сковородка, если только он не создаст радио атональной музыки, Сергей Владимирович, отводя взгляд, ответил, что да, над одним некоммерческим проектом они сейчас думают,— в общем, битва за душу Фауста покуда идет.

Так вот, все эти свидетельства популярности радиостанций с дурной и попсовой музыкой, включая, на мой вкус, и "Европу Плюс", где крутится только то, что гарантированно приносит деньги, я привожу не затем, чтобы ужаснуться тому, что с русскими людьми случилось за последние 10 лет. Хотя ужасаться следует тоже. А затем, чтобы подчеркнуть изменения самой аудитории радио. Молодые, прогрессивные, продвинутые, образованные и прочие люди сегодня радио не слушают вообще, точно так же, как не смотрят федеральные телеканалы. Остановите студента или старшеклассника с "бананами" в ушах — у него играет не радио, а MP3-плеер, где записан, может быть, даже подкаст, то есть выложенная в интернете программа (мои подкасты, например, есть на портале "Подстанция"). Людей, сформированных свободным выбором — хотя бы между плеером и радио,— мало интересуют российские станции, заточенные под бюджеты рекламодателя, а не мозги слушателя, работающие под объединенным (включая и редкие станции джазовой и классической музыки) девизом "Передаем только то, подо что танцевала еще твоя мама" (у битлов была такая песенка Let's all get up and dance to the song that was a hit before your mother was born, — знали бы они!).

Радио сегодня — удел бомбил на "жигулях", водителей маршруток, дальнобойщиков, проводников в поездах дальнего следования и домохозяек всех возрастов, прикованных к кухне, где между кастрюлей и сковородкой скворчит из древнего репродуктора "Радио России" (десятая часть всех радиослушателей Москвы и седьмая — Петербурга, кстати).

А ощущение, что "радио слушают", возникает, поскольку есть пробки и есть автомобили с радиоприемниками, которые волей-неволей от пробочной тоски приходится включать (но тут картина другая — автовладельцы нередко предпочитают информацию и новости музыкальной попсе: вот почему у "Эха Москвы" в столице шестая по объему аудитория).

Но скоро, повторяю, и это изменится. Все пойдет — и все пойдут — в сторону Би-би-си.

* * *

Куда пойдут?

А поговорите с моей женой, она расскажет.

На день рождения я подарил ей айфон, и вскоре она уже рыдала от подарка в два ручья и отнюдь не слезами счастья. Дело в том, что мы с женой по утрам бегаем, и она во время бега вокруг Петропавловки слушает то джазовое радио "Эрмитаж", то "Эхо" (я сам предпочитаю аудиокниги). А в дорогом и дико технологичном айфоне функции радиоприемника не оказалось. Совсем. Хотя она есть даже в самых дешевых мобильниках ценой в 700 рублей.

Жена рыдала до тех пор, пока не поняла, что вместо 30 питерских радиостанций может на айфоне выбирать из 3 тысяч станций или даже, бог его знает, из 300 тысяч. Айфон принимает радио через интернет, а там любые мелодии и ритмы, новости и языки, хочешь — слушай ча-ча-ча 70-х, а хочешь — атональщика Шенберга, хочешь — BBC Radio 4 на английском, хочешь — Telerama Radio на французском. Я себе айфон покупать пока жмотничаю, но дома давно слушаю радио только через интернет: программа iTunes настроена на 30 штук только блюзовых станций (а помимо iTunes есть сотни транслирующих программ).

И эта ситуация свободного выбора меняет все положение дел на радиорынке, уничтожая рынок "форматных" станций и образуя рынок идей. Дайте только развиться быстрым сотовым сетям 3G, позволяющим качать звук через интернет, а автомобилям обзавестись интернет-приемниками. Это быстро очень произойдет: наверное, быстрее, чем музыка с CD перекочевала на флэшки.

Когда радиостанция "Вести ФМ" разорвала со мной контракт по причине (их версия) "эстетических разногласий", я получил несколько предложений профинансировать создание собственной станции. Я поблагодарил, но отказался, объяснив, что эфирное радио требует гигантских затрат, лицензий, частот, к чему прилагается пристальный взгляд из-за стены с зубцами (некоторые руководители действующих радиостанций говорили напрямую: "Мы с удовольствием бы дали тебе прямой эфир, но боимся проблем").

А как только приемники, подобные айфону, будут в каждой второй иномарке, я с удовольствием предложение приму и буду вести утреннее шоу по интернет-радио прямо из квартиры, сидя на табуретке на кухне, и еще посмотрю, у кого будет выше рейтинг: у меня или у "Вестей".

* * *

Хочу заверить вас, что все описанное не фантастика и даже не прогноз: это реальность, выглядящая фантастической только для тех, у кого нет интернета, который представляет собой не столько технологию, сколько философию индивидуального свободного выбора.

Вот это торжество идеи частного, честного и свободного выбора и оценили, как мне кажется, на Би-би-си, закрывая эфирное вещание. Время директивного и селективного распределения информации — официозной или неофициозной — прошло. Я знаю, что на Би-би-си идет сокращение бюджета, штата и вообще предстоит переезд из исторического Буш-хауса в новое здание, но это все же повод, а не причина. Если твоя миссия — честное, беспристрастное, объективное распространение информации, то реализовать ее сегодня можно куда дешевле, проще, технологичнее.

К этому, кстати, приходят и на других зарубежных информационных распределителях — "Немецкой волне", "Свободе", "Голосе Америки" (там эфирное вещание прекратили в 2008-м). Формат распределителей и приемников устарел. Дневная аудитория маленькой московской радиостанции "Финам ФМ" составляет всего 100 тысяч человек. Однако когда там прошли дебаты Навального с единороссом Федоровым, в которых Федоров был показательно бит, запись через интернет прослушало еще около 700 тысяч человек.

А потому я с садомазохистским удовольствием слежу за тем, как из российского бюджета — то есть из моего кармана — выделяют очередные безумные миллионы на очередной информационный распределитель с целью, как водится, создания положительного облика страны за рубежом.

Два мира — два эфира.

Есть сомнения: кто победит?

 

 


| Теги: Губин, радио, BBC
Просмотров: 1118 | Добавил: Zapad
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
НА САЙТЕ

ПОИСК ПО САЙТУ

События дня
ВХОД
Логин:
Пароль:
ШУТКА ДНЯ

ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

ПАРТНЕРЫ

21-22 ноября Радио в глобальной медиаконкуренции
Главные темы
семинар Алексей Зверев диджей ФНР радиоведущие.ру студия запись эфира русские перцы рекорд Гиннесса радиоведущий работа на радио радиоведущие радио максимум новый год Скандал шоу Мурзилки Live Русское радио Радио Маяк интервью линейный эфир региональное радио найти работу на радио радио Премия Радиомания DFM диджеи творческое самочувствие авторадио премьера NRJ Black2White юбилей утро радио дача эфир Вакансия регионы Наше Радио ведущий новостей Европа плюс Прямой эфир Юмор FM илья утреннее шоу Бригада У радиостанция джем вечернее шоу новости Вадим Воронов работать на радио Москва Maximum тема для шоу Фестиваль Илья Колесников о чем говорят на радио ретро fm Best Fm Love Radio радио шансон вики Crocus City Hall Восток FM Новое радио Фото Space Moscow Юля Паго Алиса Селезнева Видео Золотой Граммофон Алла Довлатова эхо москвы Дискотека 80-х Кремль радиоведущая радио Maximum мужчина и женщина Секс Любовь День Рождения идеи для эфира Победители Олимпийский фотоотчет Radio Station Awards Фоторепортаж все хиты юмора В Кремле Лав радио концерт RU TV EUROPA PLUS TV 14 апреля скачки open air ипподром Лужники
Наши клиенты
Яндекс.Метрика