Стиллавин: с камерами в эфирной студии надо заканчивать
Ведущие Радио «Маяк» провели интересный эксперимент. Они взяли друг у друга интервью. Эти записи стали прекрасным материалом для программы «Собрание слов». Так появились уникальные беседы с яркими персонажами радиостанции: Сергей Стиллавин, Василий Стрельников, Алексей Веселкин, Маргарита Матрофанова. Эти материалы заслуживают того, чтобы иметь их в архиве.
Отрывки из программы «Собрание слов» на Радио «Маяк», герой которой Сергей Стиллавин, была записана в рождественские праздники и вышла в эфир 3 января 2015 года. Вопросы задает Маргарита Митрофанова.
Как ты относишься к видеотрансляции из студии на радио?
- Мне кажется, мы должны вернуть радио его главное преимущество, а именно голос без изображения. Надо устроить ремесленный сговор и всем вместе ликвидировать эту повинность быть под постоянным надзором публики.
Когда я пришел работать на радио, не было никаких видеотрансляций. Никто не знал, как я выгляжу. Когда мы с Геной Бачинским вели утреннее шоу на радио «Модерн», нас никто не знал в лицо. В этом была магия. У слушателей была возможность представить наши образы благодаря голосам. В этом смысле радио как книга. Когда читаешь, сам представляешь себе героев.
Я заметил закономерность. В зависимости от того что, как и когда я говорил, люди по-разному меня представляли. Например, если я говорил какие-то гадости, в смысле шутил, то люди писали в письмах, что я маленький, толстый, рыжий урод. А когда говорил философские, лирические вещи, меня видели высоким, стройным брюнетом. Голос позволяет радиоведущему быть в представлении людей разным. Картинка лишает воображение слушателя свободы.
То, что радио усадило радиоведущих перед камерами и за последние 15 лет сделалось недоразвитым аналогом телевидения, - большая ошибка. Мне кажется, с этим надо заканчивать.
- Есть смысл давать интервью радиоведущему, ведь свои мысли он и так говорит в эфире?
- Я не соглашусь. Недавно мне сказали, что я уникальный радиоведущий, так как не рассказываю в эфире о своей личной жизни. Скажу честно почему. Те мысли, которые я озвучиваю на радио, — не мои. Свои реальные мысли я не решаюсь на радио публиковать.
То, что я делаю в эфире, это исключительно амплуа, спектакль. Я считаю, что не имею права использовать радио как личного психотерапевта. К радио я отношусь как к ответственной работе. И отношусь с тех пор, когда на заре моей карьеры убедился, как дорого стоит каждое мое слово. После этой истории я перестал делиться со слушателями своими мыслями.
А что это за история?
- Это было в конце 90-х годов. Я участвовал в рекламной кампании только что появившихся mp3-плееров. Нужно было объяснить слушателям, что это такое, почему плееры круче, чем кассеты и компакт-диски.
Я придумал сравнение и сказал, что mp3-плеер как надувная женщина. Лежит у вас в коробке до поры до времени, но когда вам надо, вы ее накачиваете и получаете женщину в натуральную величину. Так и плеер. Песен много, мегабайты информации, и вот они в сжатом виде попадают к вам в компактный плеер, в маленькую коробочку.
В принципе понятно объяснил. Но мой рекламный ход в автомобиле услышали жена и теща владельца бизнеса. В 90-х уже была реклама женских прокладок, но еще толком не было программ «про это». Откровенные темы публично еще не обсуждались. В общем, женщины позвонили заказчику, владельцу этих плееров, и сказали, что надо лишить радиостанцию бюджетов и закрыть рекламную кампанию. Заодно предложили выгнать Стиллавина за то, что он опозорил и опорочил плееры, когда сравнил их с грязной надувной бабой.
Я приготовился к увольнению. Меня вызвали к самому высокому начальству, жестко отчитали, а запись отправили на прослушивание рекламодателю, чтобы он решил мою судьбу. Но надо же, тому запись понравилась! Владелец бизнеса посчитал это сравнение прикольным.
Этот случай меня поставил перед фактом, что за слова надо отвечать. Особенно перед теми, кто оплачивает радио, а именно рекламодателями. Оставаться собой, вести эфир легко, свободно, весело, не оставляя ощущения, что все заготовлено заранее, и следить за каждым словом — это своего рода искусство и большая ответственность. Особенно если это прямой эфир.
Самые трудные дни на радио – дни траура. Мне, например, очень сложно вести эфир. Сложно соединить нашу профессию с печальными событиями. Что ты об этом думаешь?
Давно для себя все решил. Я не юморист. В эфире я ироничный циник. Без цинизма тот объем страшной информации, которая каждый день сваливается, невозможно прожить ни следователю, ни врачу, ни радиоведущему. Это защитная реакция нервной системы. Но в печальные дни есть возможность быть собой. Главное, чтобы в момент, когда цинизм является лишним, забывать о нем и открывать свое сердце.
Что тебе больше всего интересно в жизни?
Я работоголик. Мне интересно приходить на работу, чтобы узнавать и слушать. Хотя вроде бы именно я на работе «говорун». Мне нравится общаться, пытаться понять людей, которые меня слушают и приходят ко мне в гости.
Алексей Зверев по материалам интервью. Текст не является дословной расшифровкой интервью.
Фото: скриншот видео «Большой тест-драйв».
Из полной версии интервью вы узнаете:
- Когда и почему Сергей Стиллавин практически бросил пить алкоголь?
- Что думает Стиллавин о больших деньгах и внешнем лоске?
- Как автор «Большого тест-драйва» относится к дорогим машинам?
Дата: 3 января 2015 года
Радиостанция: Радио «Маяк»
Город: Москва
Адрес в интернете: http://radiomayak.ru/
Частота: 103.4
Формат: Talk
Шоу: «Собрание слов»
Ведущая: Маргарита Митрофанова
Хр.: 45'06".
Полная аудиоверсия интервью c Сергеем Стиллавиным.
Использование текста данной статьи на других ресурсах возможно только с разрешения автора.
| Теги:
Всего комментариев: 0 | |